Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Форум — площадка для научных дискуссий и обсуждения академических проблем. Здесь принят стиль общения, соответствующий научному этикету. На форуме обсуждаются только профессиональные вопросы.

  • Вы не зашли.

#1 7-October-10 19:28:48

A.Venkova
Administrator
Откуда: Петербург
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

«Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Уважаемые коллеги!

На портале Сетевого сообщества «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ» пройдет серия виртуальных коллоквиумов, предваряющих работу авторских заседаний в рамках конгресса.

Коллоквиумы будут проходить в режиме реального времени в форме интерактивного текстового чата.

14 октября в 20.00 (по московскому времени) состоится первый виртуальный коллоквиум на тему
«Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Руководители коллоквиума:

Ирина Евгеньевна Фадеева, доктор культурологии, почетный работник высшей школы РФ, зав. кафедрой культурологии Коми государственного педагогического института (Сыктывкар) и Григорий Львович Тульчинский, доктор философских наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор Высшей школы экономики (Санкт-Петербург).

Вопросы для обсуждения на коллоквиуме

Каковы перспективы семиотики?
В чем заключаются новые возможности ее применения?
Существует ли в ней персонологический поворот?
Произошли ли изменения в сущности знака?
Появились ли принципиально новые знаковые системы? Какие? Каково их значение?
Как изменилась классическая ситуация общения под воздействием когнитивных изменений?
Коррелируют ли структура личности и структура знака? Какие аспекты этой корреляции актуальны сегодня?
Как соотносятся семиотика и постчеловечность?

Список участников:

АНТИПЕНКО Леонид Григорьевич, Институт философии РАН, старший научный сотрудник, кандидат философских наук
АНТИПОВА Ирина Геннадьевна, Южный федеральный университет, педагогический институт, факультет педагогики и практической психологии, кафедра психологии образования, доцент, кандидат психологических наук
БАРАНЦЕВ Рэм Георгиевич, Санкт-Петербургский государственный университет, профессор, доктор физико-математических наук
БЕЛОУСОВ Сергей Львович, Российский НИИ культурного и природного наследия, Старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения
БЕРМУС Александр Григорьевич, Педагогический институт Южного федерального университета (Ростов-на-Дону). Кафедра педагогики, профессор, доктор педагогических наук
ВОКУЕВ Николай Евгеньевич, Коми государственный педагогический институт (Сыктывкар), аспирант
ГЛАДКИХ Мария Юрьевна, ФГУК Государственный Русский музей, отдел информационно-образовательных межмузейных проектов Русского музея, Научный сотрудник
ГОРЮНКОВ Сергей Викторович
Общественный региональный когнитологический центр (РКЦ), Санкт-Петербург, руководитель
ЗАКС Лев Абрамович, Гуманитарный университет Екатеринбурга, Уральский государственный университет, Екатеринбург, ректор, доктор философских наук, профессор
КОРНОУХОВА Ирина Анатольевна, Государственный Исторический музей (Москва), старший научный сотрудник научно-методического отдела ГИМ,
отв. секретарь семинара "Научные реконструкции историко-культурного наследия" и секции исторической реконструкции ОДИМ
ЛЮСЫЙ Александр Павлович, Российский институт культурологии (Москва), старший научный сотрудник, кандидат культурологии
МАЛОЗЕМОВА Елена Игоревна, Государственный Эрмитаж, младший научный сотрудник, кандидат исторических наук
МАРКОВ Борис Васильевич, Санкт-Петербургский государственный университет. Философский факультет. Кафедра философской антропологии, заведующий кафедрой, доктор философских наук, профессор
МОРИНА Лариса Павловна, Санкт-Петербургский государственный университет. Философский факультет, старший преподаватель, доктор философских наук
НЕЧАЕВ Иван Владимирович, Московский Гуманитарный Университет, аспирант
НИКИТИНА Елена Сергеевна, Институт языкознания РАН (Москва), сектор психолингвистики, старший научный сотрудник, кандидат филологических наук
ПЕТРОЧЕНКО Наталья Валерьевна, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, заведующий кафедрой, кандидат культурологии
ПЛОХОТНЮК Владимир Сергеевич, Ставропольский институт экономики и управления им. О.В. Казначеева (филиал) ГОУ ВПО Пятигорский технологический университет, доцент, кандидат философских наук
ПОЛЯКОВА Ирина Павловна, Липецкий государственный технический университет, заведующий кафедрой, кандидат философских наук, доцент
ПРОЗЕРСКИЙ Вадим Викторович, Санкт-Петербургский государственный университет,  факультет философии и политологии, профессор, доктор философских наук
ПРОНИН Владимир Викторович, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, старший преподаватель, кандидат культурологии
РЕЙФМАН Борис Викторович, Глазовский филиал Ижевского государственного технического университета, доцент, кандидат культурологии
САЗОНОВА Наталия Ивановна, Томский государственный педагогический университет, профессор, доктор философских наук, кандидат исторических наук
СЕРОВ Николай Викторович, Санкт-Петербургский институт психологии и социальной работы, профессор, доктор культурологии, доцент
СКОРОДУМ Никита Всеволодович, Almanac of Post-Jungian Psychology and Culture «Новая весна»
СТАНКЕВИЧ Леонид Павлович, Липецкий государственный технический университет, профессор, доктор философских наук
СУРВО Арно, Хельсинкский университет, кафедра фольклористики (Финляндия), научный сотрудник, доктор философских наук
ФЕДОРОВА Галина Михайловна, ООО «Центр SOLWI» (Санкт-Петербург), генеральный директор, кандидат технических наук
ХАРЛАМОВ Андрей Васильевич, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент, кандидат философских наук
ЧЕРЁМУШНИКОВА Ирина Кабдрахимовна, Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра истории и культурологии, доцент, кандидат философских наук
ШАПИНСКАЯ Екатерина Николаевна, Российский институт культурологии, главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор


Ниже публикуются материалы, присланные участниками коллоквиума для обсуждения в преддверии его работы. Комментарии можно оставлять в ответах на сообщения, содержащие тексты участников.

Отредактированно B.Bozhkov (13-October-10 02:02:28)

Неактивен

 

#2 7-October-10 19:31:58

A.Venkova
Administrator
Откуда: Петербург
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Баранцев Рэм Георгиевич, Санкт-Петербургский государственный университет, профессор, доктор физико-математических наук

Семиодинамика – методологическая форма синергетики


Вложения

Неактивен

 

#3 7-October-10 19:41:09

A.Venkova
Administrator
Откуда: Петербург
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Марков Борис Васильевич, Санкт-Петербургский государственный университет. Философский факультет. Кафедра философской антропологии, заведующий кафедрой, доктор философских наук, профессор

Человек и язык

Ключевые слова: антропология, звук, речь, книга, коммуникация, масс-медиа  образ, письмо, психосемантика, человек, язык

Главные направления в философии языка акцентируют его, информационные, когнитивные возможности. В статье развивается культурно-антропологический подход к анализу языка, опирающийся на данные психоакустики и биоэститики. С антропологической точки зрения родной язык является не только репрезентирующей, но и иммунной системой, защищающей от воздействия чужого. Данные психоакустики свидетельствуют о том, что шестимесячный зародыш реагирует на голос матери, но, конечно, не на смысл произносимых слов, а на их звучание. Эти звуки становятся для него частью среды, к которой он чувствует себя в безопасности.
Речь является средством приведения человека в нормальное состояние, средством его воспитания и образования. Это не значит, что созданные теорией познания, семиотикой, когнитивистикой технологии анализа языка как органа познания уже не имеют применения. Нужно говорить о поиске некого баланса  антропологического и когнитивного подходов к анализу языка как медиума коммуникации.


Вложения

Неактивен

 

#4 7-October-10 19:53:14

A.Venkova
Administrator
Откуда: Петербург
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Рейфман Борис Викторович, Глазовский филиал Ижевского государственного технического университета, доцент, кандидат культурологии

Структура против «структуры»
(одна из возможных интерпретаций фильма Ж.-Л. Годара «На последнем дыхании»)


Опубликовано: "Киноведческие записки" (№ 92/93, 2009)


Вложения

Неактивен

 

#5 7-October-10 19:57:20

A.Venkova
Administrator
Откуда: Петербург
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Белоусов Сергей Львович, Российский НИИ культурного и природного наследия, старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения

Поднятый оргкомитетом вопрос о возможности применения семиотики крайне важен для меня как для кандидата искусствоведения. Любая картина или скульптура являет собой одновременно произведение искусства и знаковую систему. Наряду с произведениями искусства на "эксклюзивный" сюжет, типа главной темы моих научных интересов - "Афинской школы" Рафаэля, нуждающейся в самодостаточной и тщательной расшифровке, существует проблема т.н. скрытых символов - случайных и часто малозаметных фрагментов, дополняющих основной сюжет или, более того, предлагающих зрителю "сюжет в сюжете" . Скрытые символы - это варианты визуальных знаков, ключ к пониманию которых утрачен. Даже во время создания картин он был досконально известен только узкому кругу заказчиков и консультантов картины. Работая над сюжетом гризайля из "Афинской школы", я неожиданно обнаружил, что он составлен на основании того же гимна Каллимаха, который обыгрывается в картине Тициана "Диана и Актеон". Таким образом, между двумя прекрасными и непохожими картинами неожиданно перекинулся семиотический мостик.
В картине Мантеньи "Св. Себастьян" из Венского художественно-исторического музея ввиде силуэта облака изображён готский король Теодорих, не имевший никакого отношения к Себастьяну, казнённому при Диоклетиане. Между тем, внизу картины, у ног святого, изображён скульптурный портрет императора Траяна. Себастьян жил в хронологическом промежутке между Траяном и Теодорихом. Составители программы решили обыграть идею "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха: объединить Траяна и Теодориха в пару и проводить между ними сравнения; наподобие того, как Плутарх сравнивал героев Древней Греции и Рима. "Себастьян", "Траян" и "Теодорих" - это прежде всего знаки, обладающие огромным интеллектуальным потенциалом.
Изображение Теодориха было в 1902 г. идентифицировано известным немецким автором П.Кристеллером. Изображение Траяна было идентифицировано лично мной ещё несколько десятилетий назад. К сожалению, в студенческие годы у меня не хватило опыта довести начатое до конца и выявить иконографическую группу т.н. "справедливого Траяна", восходящую не к древнеримской, а к позднесредневековой и ренессансной традиции. Примером её следованию является камея "Милосердие Траяна" из собрания Эрмитажа (Инв. номер К 5530). Выполненная в16 в., она следует той же иконографической традиции, которой в 15 в. придерживался Мантенья. Иконографический прототип - своего рода ствол дерева, от которого расходятся разные ветви.
В 2014 году будет отмечаться 225-летие Эрмитажа. Выставочный проект, в котором картина из Вены была бы выставлена рядом с камеей из Эрмитажа, мог бы послужить ярким примером популяризаторских возможностей семиотики, во всяком случае, той её области, которая занимается визуальными знаками, т.е. иконологии.

Неактивен

 

#6 8-October-10 21:43:06

N.Serov
Участник
Зарегистрирован: 26-November-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

СЕРОВ Николай Викторович, Санкт-Петербургский институт психологии и социальной работы, профессор, доктор культурологии, профессор

Проблема идеального в антропологической семиотике


Вложения

Неактивен

 

#7 9-October-10 18:11:43

I.Fadeeva
Участник
Зарегистрирован: 8-December-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Сулимов Владимир Александрович, доцент кафедры культурологии Коми государственного пединститута, кандидат филологических наук, доцент, академик Международной Академии наук (русская секция).

Семиотика интеллектуального пространства бытия человека-в-культуре - важэнейший компонент оценки всякой эпохи. Сегодня когнитивно-семиотические характеристики системы человек-тексты культуры-интеллектуально-информационное пространство культуры находятся в состоянии трансформации. Именно это обстоятельство приводит к ситауции разрыва (индивидуальногг сознания, реальности бытия и интеллектуальных практик), а уже затем - человек начинает испытвать дискомфорт, а общество - социально-культурные перемены ( в том числе, при совпадении определенных условий - катастрофического типа). Важнейший элемент семиотического поля - процедура понимания. об этом я и предлагаю свои размышления, не повторяющие выступление на конгрессе.
Человек-в-культуре или понимающий субъект: эволюция восприятия


Вложения

Неактивен

 

#8 10-October-10 16:07:38

G.Tulchinsky
Участник
Зарегистрирован: 18-May-09
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Обращаю внимание участников коллоквиума и секции на тематизацию секции. Меняются ли каким-то образом функции знаковых систем? Мне представляется, что по большом счету - нет. Но радикально меняется их понимание. Например, все большее понимание находит идея о знаковом характере всех элементов культуры, включая освоенный природный мир. Парадоксально, но такое понимание приходит со стороны адептов сугубо лингвистического понимания знаков и знаковых систем. Я имею  в виду идеи означающих без означаемых, дискурсивных практик как средства конструирования реальности. Самодостаточные означающие, имеющие в качестве предметного значения себя самих были всегда. Стол как знак, одежда, индивид... Они могут быть связаны с видами и программами соответствующей социальной деятельности (в качестве своего значения), но обозначают они именно самих себя в качестве референции.
Проблема факторизуется в мультимедийных технологиях, поскольку усложнняются и переплетаются каналы передачи информации, задействующие практически все системы рецепции. Например, в сети уже можно передавать непосредственные тактильные ощущения.
Это первое.
А второе - роль личности в знаковых системах и семиотических концептуализациях как-то меняется. Представляется, что современная семиотика вопиет о личностном измерении, которое ранее выносилось за скобки.

Неактивен

 

#9 10-October-10 17:01:00

V.A.Sulimov
Участник
Зарегистрирован: 10-October-10
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Хочу поддержать версию изменяющихся соотношений не только и не столько знака и значения (это интерпретационная составляющая, которая, действительно, в тех или иных проявлениях была всегда), но изменяющихся соотношений личности и понимания (самопонимания) личности в "больших" информационно-семиотических пространствах современности.  Григорий Львович соврешенно прав, когда выдвигает информационную и персонологическую составляющие в качестве опорных в дискуссии.

Неактивен

 

#10 12-October-10 12:18:24

E.S.Nikitina
Участник
Зарегистрирован: 26-April-09
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

К сожалению, я только вчера вернулась с другой конференции за рубежом. Могла бы я присоединиться к коллоквиуму. хотя бы в качестве активного слушателя? Елена Никитина

Неактивен

 

#11 12-October-10 19:40:42

B.Bozhkov
Administrator
Откуда: St.-Petersburg
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

E.S.Nikitina пишет:

К сожалению, я только вчера вернулась с другой конференции за рубежом. Могла бы я присоединиться к коллоквиуму. хотя бы в качестве активного слушателя? Елена Никитина

Конечно, для этого достаточно во время работы коллоквиума зайти на портал под своими логином и паролем и войти в CHAT - либо из меню форума, либо из синего меню на самом портале.

Неактивен

 

#12 12-October-10 20:58:50

V.S.Plokhotnuk
Участник
Зарегистрирован: 30-July-10
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Уважаемые администраторы. Получена ли заявка на участие В.С. Плохотнюка?
10 го числа отправил письмо и два файла в приложении.
В.С.

Неактивен

 

#13 13-October-10 01:59:34

B.Bozhkov
Administrator
Откуда: St.-Petersburg
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

V.S.Plokhotnuk пишет:

Уважаемые администраторы. Получена ли заявка на участие В.С. Плохотнюка?
10 го числа отправил письмо и два файла в приложении.
В.С.

Да, конечно.
Кстати, свои файлы Вы можете выложить здесь.

Неактивен

 

#14 13-October-10 11:19:21

V.S.Plokhotnuk
Участник
Зарегистрирован: 30-July-10
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

В приложении краткие ответы на вопросы и вариант аксиоматизации семиотики. Трудность общения по поводу семиотических проблем заключается в отсутствии однозначного метаязыка. Метаязык семиотики (семиология) может быть приближен по строгости и однозначности логическому и математическому, тогда семиотические процессы можно будет моделировать с помощью формул, что избавит от нежелательных коннотаций. Приведу пример: Григорий Львович пишет об идее "означающих без означаемых". Строго говоря, если нет означаемого, то не может быть и означающего. Проблема в том, что означаемое может быть разным: денотатом (референтом), смыслом, значением (по Карнапу, Фреге), а так же значением или значимостью (Соссюр, Р. Барт). "Означающее без означаемых", видимо означает удаление из референтной функции предметную соотнесённость и конструирование смысла только из значимостей (напомню, что значимость по Соссюру и Барту - это вид значения, который возникает на уровне означающих, благодаря месту знака среди других знаков).
Недоразумений в семиотике пока еще много, но радует то, что есть серьёзные люди, не считающие семиотику маргинальным направлением в науке.
В.П.


Вложения

Неактивен

 

#15 13-October-10 18:31:58

I.Antipova
Участник
Зарегистрирован: 24-January-09
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Уважаемый Григорий Львович! Вы говорите о "роли личности", какое понимание личности Вы подразумеваете? Вы предполагаете психологический подход к решению проблем семиотики? В психологии имеются разные понимания личности. Укажите, пожалуйста, какое Вы полагаете наиболее адекватным.

G.Tulchinsky пишет:

Обращаю внимание участников коллоквиума и секции на тематизацию секции. Меняются ли каким-то образом функции знаковых систем? Мне представляется, что по большом счету - нет. Но радикально меняется их понимание. Например, все большее понимание находит идея о знаковом характере всех элементов культуры, включая освоенный природный мир. Парадоксально, но такое понимание приходит со стороны адептов сугубо лингвистического понимания знаков и знаковых систем. Я имею  в виду идеи означающих без означаемых, дискурсивных практик как средства конструирования реальности. Самодостаточные означающие, имеющие в качестве предметного значения себя самих были всегда. Стол как знак, одежда, индивид... Они могут быть связаны с видами и программами соответствующей социальной деятельности (в качестве своего значения), но обозначают они именно самих себя в качестве референции.
Проблема факторизуется в мультимедийных технологиях, поскольку усложнняются и переплетаются каналы передачи информации, задействующие практически все системы рецепции. Например, в сети уже можно передавать непосредственные тактильные ощущения.
Это первое.
А второе - роль личности в знаковых системах и семиотических концептуализациях как-то меняется. Представляется, что современная семиотика вопиет о личностном измерении, которое ранее выносилось за скобки.

Добавлено спустя   8 минут  53 секунды:
Нельзя не принять оценку Г.Л. Тульчинского, что "роль личности в знаковых системах и семиотических концептуализациях как-то меняется". Разработка этого вопроса может обогатить и семиотику и психологию. Остается указать в русле какого понимания личности вести разработку. В русле классической психологии, апеллирующей к проявлениям некоей сущности, которую психология, как эмпирическая наука, не исследует, но полагает (что кто-то исследует для нее), перспективы (пост)современного исследования функционирования знаков не столдь выражены. Тогда как в неклассической (органической, постнеклассической, указывают, постмодернистской, постсовременной) психологии существуют настолько разные направления, что требуется серьезный подход, чтобы выяснить, какие из них интересны и актуальны джля семиотики. Важно это проанализировать вместе с семиотиками

Неактивен

 

#16 14-October-10 01:42:42

A.Venkova
Administrator
Откуда: Петербург
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Люсый Александр Павлович, Российский институт культурологии (Москва), старший научный сотрудник, кандидат культурологии

СТОП-ДИАЛЕКТИКА РОССИИ:  о репрезентационной структуре текстов утопии и утопии текста


Вложения

Неактивен

 

#17 14-October-10 01:45:29

A.Venkova
Administrator
Откуда: Петербург
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Антипенко Леонид Григорьевич, Институт философии РАН, старший научный сотрудник, кандидат философских наук

Новая символика квантово-компьютерной системы информации позволяет повысить уровень творческого мышления человека


Вложения

Неактивен

 

#18 14-October-10 02:16:06

A.Venkova
Administrator
Откуда: Петербург
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Скородум Никита Всеволодович, Almanac of Post-Jungian Psychology and Culture «Новая весна»

Знак в контексте креативности


Вложения

Неактивен

 

#19 14-October-10 02:20:30

A.Venkova
Administrator
Откуда: Петербург
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Антипова Ирина Геннадьевна, Южный федеральный университет, педагогический институт, факультет педагогики и практической психологии, кафедра психологии образования, доцент, кандидат психологических наук

Функционирование знаков: психологический подход


Вложения

Неактивен

 

#20 14-October-10 13:15:14

A.Venkova
Administrator
Откуда: Петербург
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Ирина Евгеньевна Фадеева, доктор культурологии, почетный работник высшей школы РФ, зав. кафедрой культурологии Коми государственного педагогического института (Сыктывкар)

О персонологическом повороте и изменениях в сущности знака

В первом приближении персонологический поворот связан с усилением личностно-интерпретационной составляющей, что было постулировано У. Эко в его знаменитом труде «Открытое произведение». Если же понимать под «персонологическим поворотом» мысль Ч.С. Пирса о том, что «слово или знак, который использует человек, и есть сам человек» (Пирс Ч.С. Избранные философские произведения / Пер. с англ. К. Голубович, К. Чухраижзе, Т. Дмитриева. М.: Логос, 2000. С. 92.), или, иными словами, если говорить о корреляции личности (человека, индивида, «персоны») и знака, то поворот оказывается не столь уж радикальным. Вопрос заключается не столько в связи человека и знака, сколько в изменении того теоретического конструкта, который именуется «человек», и в той роли, которую может играть семиотика в понимании человека. Поэтому «пересчитывать» грани и составляющие знака может быть продуктивным в целях более глубокой интерпретации текста, но вряд ли перспективно, поскольку тот многогранник, в виде которого теперь конструируется знак, в конечном счете, является производным от граней и ипостасей человека – вряд ли поддающихся однозначному считыванию.
Поскольку в результате изменения типа рациональности, изменения происходят и в индивидуальном сознании, внутренне структурированном действием семиотических механизмов, меняются знаки и знаковые системы. Знак, представляемый в качестве единства означающего, значения и смысла, к началу XXI века все чаще обнаруживает внутреннее, имманентно возникающее в нем пространство разрыва: разрыва устойчивой, казалось бы, триады.  Усилие по их собиранию в новое единство всегда принадлежит отдельной личности – «персоне», формирующей не только свой «код» (систему кодов) интерпретаций, но и способ соединения смысла – и значения, смысла – и означающего.… Все более видимый разрыв значения и смысла, в пространстве которого и возникает интерпретация, образует сферу самообоснования личности, то есть является персонологической («персональной») по определению. Случайность (случайностность) интерпретации как эпистемологически заданная постнеклассической рациональностью представляет собой парадоксальное единство индивидуальности и стереотипизации.
При этом изменения происходят в самой структуре знака. Качественный «сдвиг», наблюдаемый сегодня, обнаруживает движение к все более серьезной «континуализации» знаковых образований. Мы наблюдаем сегодня процесс, обратный тому, который происходил в периоды архаики. Рассматривая проблемы палеопсихологии, Б.Ф. Поршнев применил понятие дипластии, используемое в психологии, к анализу эволюции человеческого сознания. По словам Поршнева, в дипластии нельзя определить, какой из элементов является «знаком», какой «обозначаемым», поскольку дипластия не семантизирована. Дипластия становится когнитивным (точнее, протокогнитивным) основанием символа как протосемиотического образования: аксиологическая амбивалентность и логическая нерасчлененность дипластии эквивалентна символу. Сегодня мы наблюдаем своеобразный аналог-антипод дипластии – взрывообразную «имплозийность» информационных потоков. Причем не только при эстетическом восприятии виртуальных объектов (Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. // Под ред. В.В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003), – но как некую универсалию восприятия/интерпретации, присущих современному человеку. Имплозия связана с катастрофически увеличивающимся информационным полем, не поддающимся структурированию, систематизации и линейному и последовательному восприятию. Восприятие информации возможно только как индивидуальный инсайт, сразу-схватываемая целостность, взрыв, направленный вовнутрь – внутрь сознания. Имплозия – это фотонегатив дипластии, аналог с обратным знаком: сверх-символ. Такой имплозийный сгусток отчасти охватывается введенным В.А. Сулимовым понятием «континуального» или «длинного» знака – но только отчасти, поскольку имплозия захватывает и глубинные, часто архетипические слои сознания, отнюдь не всегда поддающиеся когнитивным процедурам анализа. Семиотический треугольник («триада», по Пирсу, «трипластия» – по Поршневу), с одной стороны, разрушается разрывом означающего – значения – смысла, с другой стороны – «сворачивается» в смысловое недискретное целое. При этом именно в пространстве разрыва и как реализация компенсаторного механизма происходят существенные изменения в области художественной феноменологии и эстетики, в сфере интеллектуальных форм и стратегий.

Неактивен

 

#21 14-October-10 13:33:33

I.Fadeeva
Участник
Зарегистрирован: 8-December-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Основная мысль, которую мне хотелось бы подчеркнуть, заключается в необходимости осмысления коррелятивных механизмов между сознанием и знаком. Связующим их звеном является процесс и механизм семиозиса. Семиозис – это, с одной стороны, процесс порождения и интерпретации знаков, и – с другой – процесс означивания нетранзитивных по своей природе смыслов (символических, экзистенциальных и т.д.). В первом приближении персонологический поворот связан с усилением личностно-интерпретационной составляющей, что было постулировано У. Эко в его знаменитом труде «Открытое произведение». Если же понимать под «персонологическим поворотом» мысль Ч.С. Пирса о том, что «слово или знак, который использует человек, и есть сам человек», то поворот оказывается не столь уж радикальным. Вопрос заключается не столько в связи человека и знака, сколько в изменении того теоретического конструкта, который именуется «человек», и в той роли, которую может играть семиотика в понимании человека.
Качественный сдвиг, наблюдаемый сегодня в природе знака, заключается в его все большей «континуализации». Рассматривая проблемы палеопсихологии, Б.Ф. Поршнев применил понятие дипластии, используемое в психологии, к анализу эволюции человеческого сознания. Дипластия становится когнитивным (точнее, протокогнитивным) основанием символа как протосемиотического образования: аксиологическая амбивалентность и логическая нерасчлененность дипластии эквивалентна символу. Сегодня мы наблюдаем своеобразный аналог-антипод дипластии – взрывообразную «имплозийность» информационных потоков. Причем не только при эстетическом восприятии виртуальных объектов, – но как универсалию восприятия/интерпретации, присущих современному человеку. Имплозия связана с катастрофически увеличивающимся информационным полем, не поддающимся структурированию, систематизации и линейному и последовательному восприятию. Восприятие информации возможно только как индивидуальный инсайт, сразу-схватываемая целостность, взрыв, направленный вовнутрь – внутрь сознания. Имплозия – это фотонегатив дипластии, аналог с обратным знаком: сверх-символ. Семиотический треугольник («триада», по Пирсу, «трипластия» – по Поршневу), с одной стороны, разрушается разрывом означающего – значения – смысла, с другой стороны – «сворачивается» в смысловое недискретное целое.

Неактивен

 

#22 14-October-10 20:08:58

E.Shapinskaya
Участник
Зарегистрирован: 17-June-09
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Шапинская Е.Н., д.ф.н, проф., РИК
Возможности семиотики в мире репрезентаций.
Современный человек постигает мир и культуру в основном через репрезентации, которые являются первичным опытом по сравнению с реальностью, что во многом обусловлено медиатизацией культуры, виртуальными предтставлениями и т.д. Возникает вопрос о роли и месте "референта", т.е. экстралингвистического аспектп семиозиса. Он, хотя и находится вне первичного процесса означивания, но не принадлежит и экстралингвистическому миру чувственно воспринисаемой реальности, он "фикционален". В таком случае задача семиотики расширяется до анализа как многочисленных знаковых систем, так и процесса означивания на двойном уровне соотношения с "реальной" и "фикциональной" реальностью.

Неактивен

 

#23 16-October-10 22:06:47

I.Fadeeva
Участник
Зарегистрирован: 8-December-08
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Уважаемые коллеги!
14 октября на сайте сетевого сообщества "Российская культурология" прошел виртуальный коллоквиум "Семиотика XXI века: человек в мире знаков", участие в котором приняло около двадцати человек. Коллоквиум показал огромный интерес к семиотической проблематике и необходимость продолжения исследований в этой области.
Было бы интересно, если бы участники коллоквиума высказали свои впечатления о дискуссии, а также предложили проблемные вопросы для дальнейшего обсуждения.

Неактивен

 

#24 16-October-10 23:56:54

V.S.Plokhotnuk
Участник
Зарегистрирован: 30-July-10
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Впечатление такое, что мы не очень хорошо понимали друг друга, что, впрочем, естественно для такой ситуации в семиотике - многовато идей, терминов и проблем, а каждый сосредоточен на ограниченном количестве вопросов. Неполное понимание - это еще и хорошо - есть над чем работать и куда двигаться

Неактивен

 

#25 17-October-10 08:46:57

V.A.Sulimov
Участник
Зарегистрирован: 10-October-10
Профиль

Re: «Семиотика XXI века: человек в мире знаков»

Результатом обсуждения стали не констатация терминологического беспорядка (это впечатление кажущееся) - "разнобой" вполне  оправдан сменой общей гуманитарной парадигмы и не большое количество идей (к счастью, идей много не бывает - бывает только мало). В теоретическом аспекте результатом явилось понимание расширения области семиотики (о смерти этой дисциплины сообщили очень рано) за счет когнитивно-герменевтических и персонологических знаний. При этом необходимо непсихологическое понимание личности как человека-в-культуре, "точки сборки свободы и ответственности", тезаурусной системы, для которой когнитивные аспекты (и само-идентификация в интеллектуально-информационном пространстве) являются определяющими. Таков, на мой взгляд, основной тренд современной семиотики, дрейфующей от констатирующей науки к проективно-моделирующей. Причем - основной и наиболее востребованной частью семиотики оказывается именно семиотика культуры. Здесь, для выяснения особенностей бытия (и культуры и человека-в-культуре) необходимо понимание законов семиозиса.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.029 seconds, 11 queries executed ]