Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Форум — площадка для научных дискуссий и обсуждения академических проблем. Здесь принят стиль общения, соответствующий научному этикету. На форуме обсуждаются только профессиональные вопросы.

  • Вы не зашли.

#1 29-April-09 15:45:37

M.Kurbanov
Участник
Зарегистрирован: 28-April-09
Профиль

Возможна ли культура без религиозных культов?

С одной стороны религиозные культы являются тем колодцем,  из которого испило водицу страждущее и жаждущее тело культуры, а с другой стороны эти же культы являются теперь смирительной рубашкой для этого тела.

"Не пей, - козлёночком станешь, - говорила культуре вечная мудрость. Не послушалась культура, испила водицу, и теперь нуждается в том, чтобы расколдовать себя, снять колдовские чары.

Но, расколдовать культуру можно только спасая вечную мудрость от мук самой вечности.

Отредактированно M.Kurbanov (16-March-10 09:33:26)

Неактивен

 

#2 30-April-09 21:40:20

E.Aleksandrova
Участник
Зарегистрирован: 29-April-09
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Может скорее праздничным одеянием? Оно не всегда удобно, однако необходимо. Мне кажется, что именно через культ человек обретает чувство сопричастности с Иным. Культ даёт возможность опредметить  или хотя бы очертить не вещный мир.

Неактивен

 

#3 4-May-09 11:21:05

S.Agafonov
Участник
Зарегистрирован: 21-March-09
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Невозможна культура без религиозных культов хотя бы потому, что они существуют, а изъять их нельзя. Уже пробовали, объявив на государственном уровне религию опиумом для народа. И потом, практической пользы, думаю, в культах не меньше, чем мистики. Поясню. Не всякому человеку доступен или приемлем визит к психотерапевту. Зато вполне допустимо если не покаяние по церковному обряду, то паломничество к старцу.
И с научной точки зрения (мне приходится заниматься вопросами управления) багаж мудрости "культа" пердпочтительнее по глубине и точности прогноза серьёзнейших социальных процессов.
Не удивлюсь, если появится прорыв на стыке науки и религии.

Неактивен

 

#4 5-May-09 12:15:05

T.Volfovich
Участник
Зарегистрирован: 18-December-08
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Культура без культа невозможна, ибо культ определяет смысл человеческого бытия, а он, в свою очередь все остальные очертания культуры. А вот каким ему быть религиозным или атеистическим - это уже другой вопрос. Да и в чем суть религиозности? В вере в сверхестественное происхождение мира? В изначальную заданность человеческой жизни, или вера человека в самого себя. Где обозначить границу религиозности? А культ денег в современном мире это разве не вера?

Неактивен

 

#5 6-May-09 21:39:54

N.Kochelyaeva
Участник
Зарегистрирован: 11-December-08
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Возможна, если мы отталкиваемся от концепции множественности культур. В таком случае разного рода культуры и культурные сообщества, не базирующиеся на религиозных основаниях, вполне могут обходиться без религиозных культов в силу иных ценностных ориентаций.

Неактивен

 

#6 7-May-09 09:12:51

E.A.Andreev
Участник
Зарегистрирован: 23-April-09
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Культы - неотъемлимая часть жизни человека, ибо каждый нарушает заповедь, и сотворяет себе кумира (спорт, наука, досуг и прочее). Так что культура без культов сулит большей части человечества потерю смысложизненных ориентиров.

Неактивен

 

#7 7-May-09 10:05:39

serenkovyus
Участник
Зарегистрирован: 9-December-08
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

По дороге домой из Белых Столбов -- там проходила конференция "Искусствознание--Филология--Культурология: новые водоразделы и перспективы сосуществования":) -- прочитал статью социолога У. Бейнбриджа "Генетика культуры". В ней, как мне кажется, заявлены мысли, могущие показаться полезными для развития этой дискуссии. Он пишет: "Характерной чертой и искусства, и религии является то, что они  представляют собой продукт человеческого воображения в аспекте эмпирических исследований, когда каждый волен давать собственные объяснения самого общего характера, не боясь фактических противоречий», из чего далее следует, что изучение религиозных культов может быть полезным не только потому, что культы "перекидывают мост" между искусством и религией, но и сами всегда были проявлением культуры. Бейнбридж поясняет это положение, говоря, что культы относятся к культуре так же, как отдельный факт – к научному исследованию: изучение культа помогает максимально сконцентрироваться на проблемах, возникающих в ходе теоретических и методологических разговоров о культуре.

Отредактированно serenkovyus (7-May-09 10:12:38)

Неактивен

 

#8 7-May-09 11:28:27

M.Golovanivskaya
Участник
Зарегистрирован: 27-April-09
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Культура и культ - вещи не связанные. Культура определяет способ, а культ - контент.

Неактивен

 

#9 8-May-09 21:08:12

obiskalovalr
Участник
Зарегистрирован: 2-December-08
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Культура есть способность и реальность свободного самовыражения человечества, а культ - это социальная организация бытия определенной общности. Культ и культура - понятия близкие, но не взаимообусловленные. Культура - это порождение новых смысов и она может выражать себя в различных формах, в то время как культ - исключительно порождение культуры.

Неактивен

 

#10 10-May-09 01:33:11

N.Serov
Участник
Зарегистрирован: 26-November-08
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

КУЛЬТ VS КУЛЬТУРА - РЕАЛИИ vs ПАТРИОТИЗМ:
http://www.russ.ru/pole/Kinopatriotizm-eto-glamur

Неактивен

 

#11 15-May-09 11:08:31

N.Golyatina
Участник
Зарегистрирован: 23-April-09
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Важно, чтобы ни один из религиозных культов на стал доминантным, тогда возникает возможность выбора, дополнения и обогощения.

Неактивен

 

#12 15-May-09 14:10:49

Ph.Upravitelev
Участник
Зарегистрирован: 17-April-09
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

я как-то давно, уже не помню где, встретил следующую формулировку  -"вся культура - это история отношений человека с Богом".

можно поиграть смыслами, и заявить, что религия - понятие неоднозначное. тот же Фейерабенд называл науку религиозной структурой (простите за неточность формулировки) ;)

Неактивен

 

#13 15-May-09 22:31:00

S.Goryunkov
Участник
Зарегистрирован: 24-March-09
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Прежде чем задаваться таким вопросом, нужно определить границу между "религиозным" и "метафизическим". Мне, например, не ясно, сколько религиозного в гегелевском культе Мирового духа.

Неактивен

 

#14 16-May-09 08:32:56

N.Kochelyaeva
Участник
Зарегистрирован: 11-December-08
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Если "играть смыслами" и рассматривать культы не только как религиозные, то можно говорить о том, что культы в культурах аккумулируют и наиболее ярко выявляют и демонстрируют те ценностные основания, на которых та или иная культура базируется. Это касается не только религиозных культов, но и культовых произведений искусства, художников, режиссеров, культов личности и т.д.

Неактивен

 

#15 18-May-09 09:34:55

N.Serov
Участник
Зарегистрирован: 26-November-08
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Вот, вот, очень хорошо: "Если"играть смыслами" и рассматривать культы не только как религиозные..."

В самом деле, если раньше выделяли социальное и биологическое, забывая о культурном,
то сейчас все наоборот, - не так ли?  Не вакуумируем ли сами себя этим культом?
Или принцип забвения к культурологии не относится?

Как мне кажется, культ существует в природе, в теле человечества,
культура - в духе его, который вне социума вряд ли существует, -
так, не обессмыслится ли душа вне этих смыслов?

Неактивен

 

#16 18-May-09 10:36:15

N.Kochelyaeva
Участник
Зарегистрирован: 11-December-08
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Забвение вообще неотъемлемая часть культуры, не только культурологии, и оборотная сторона процессов мемориализации в культуре. Но культы скорее принадлежат области памяти - именно они позволяют культуре "запомнить", увековечить ее ценностные основания и продлить их существование на протяжении многих поколений...
И второе - культ существует не в природе, а именно в духе человека, и им, духом, моделируется

Неактивен

 

#17 19-May-09 19:02:56

L.Konevskih
Участник
Зарегистрирован: 19-April-09
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Возможна ли культура без религиозных культов? А почему нет? Такая культура начала формироваться с началом секуляризации и привела нас к современности. Другое дело, что свято место пусто не бывает. И тогда возникает «культ личности», «культ науки», «культ экономики» и т.д. «Мне нужно на кого-нибудь молиться»…  Культ, скорее всего, в природе культуры. Тогда культ чего все-таки соответствует ей? Бога? Истины? Знания? Жизни?...

Неактивен

 

#18 22-May-09 09:05:51

V.Chupov
Участник
Зарегистрирован: 1-December-08
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Конечно, культура без религиозного культа существовать может (например питаясь философскими построениями). Может существовать и без не религиозного культа - в процессе становления. Но все же культура без культа - некоторый обедненный вариант культуры - культуры без разума предков, без истории, без корней, без материала для дальнейшего развития. Потребность в культе- в природе человека. Как показывает история, отвергая прошлый культ человек  создает себе новый (Католичество - реформацию, атеизм - культ вождей, социалистический патриотизм и т. д.). Религию можно определить, как "Попытку высокоорганизованного, но не обладающего знанием разума (познавательного, когнитивного аппарате человека) объяснить происхождение, существование и развитие Мира путем привлечения к участию в этих процессах сверхестественных сил. Несет также ряд других функций, в частности, в ее арсенале не потерявшие до сего времени значения древние вербализации социальных инстинктов человека и отработанные на протяжении веков интеллектуальные наработки. Кроме того, религия удовлетворяет некоторые психологические, психофизиологические потребности человека." (См. Фундаментальные пробл. культурологии Т. 2.  Стр. 5-15. 2008 г.) И если объяснительные возможности религии в настоящее время потребности современного человечества удовлетворить не могут, то остальное является необходимым составляющим фундаментальных основ нашей культуры. Мы можем уйти от этих основ как угодно далеко, но порывание связи с ними вряд ли полезно. Вообще религию имеет смысл рассматривать как предшественницу и науки и философии, предшественницу во многих отношениях отставшую от многих требований времени, но как плодотворную предшественницу наших сегодняшних достижений  требующую к себе уважительного отношения. Некоторые же ветви этого направления когнитивной деятельности человеческого мозга жизнеспособны и по настоящее время.

Неактивен

 

#19 29-May-09 07:59:33

N.Serov
Участник
Зарегистрирован: 26-November-08
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

"культ существует не в природе, а именно в духе человека, и им, духом, моделируется"

а что будем делать с крестным знамением - как маркирующей частью культа обеих ветвей христианства - с его зеркальной симметрией двух культур - развитой католико-протестантской (оканчивается на правом плече, т.е. в левом ("понятийно-вербализующем") полушарии головного мозга и наоборот в недоразвитой православной (правое "образно-распредмечивающее" полушарие)? Или кто-нибудь знает хоть одну православную страну со стабильно-понятийным развитием? Или "русская идея" вербализована на понятийном уровне"? Или у Путина и/или Медведева есть программа развития страны (исключая, разумеется. повтор "культа личности", по Гегелю)?

Так что, для православных, кажется, именно так: тело моделируется духом, хотя для развития цивилизационной культуры, скорее, все наоборот  - дух телом.

Неактивен

 

#20 2-June-09 16:00:17

M.Kurbanov
Участник
Зарегистрирован: 28-April-09
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Добрый день!    Интерес к дискутируемой теме нарастает как снежный ком. Большинство участников дискуссии с глубоким пониманием размышляют о природе культа, который, по сути, выходит за рамки прямых связей с религией.

  Интерес к проблеме неиссякаем и переходит в более широкую плоскость. Вполне очевидно, что   культ как первичный феномен культуры возник раньше религии. Более того,   религия состоялась как духовная форма, связанная с социальной жизнью людей именно благодаря тому, что уже были культы, обеспечившие импульсивный прорыв человеческих сообществ в мир духовности, обслуживая мифотворящийся уклад первичной культуры.  

...Конечно, и   религия подарила культам многое свое, специфическое..., но она лишила культы той очаровывающей свободы в сферах символизации, которую культы усвоили от практик фольклорного мифотворчества.

...   Главный подарок религии для любого культа, ставшего религиозным, - это утверждение внутренней поляризации между стимулом и запретом, - той поляризации, которую религия довела до самого предельного совершенства. Но, как говорится, любой культ - это настолько богатый феномен, что даже самую статичную поляризацию в известном смысле он легко может обратить в динамичное и гармоничное сочетание.

...  Секуляризованные пласты современной культуры изначально полагаются через избавление от господства религиозных культов, но только религиозных, а не всех прочих. Ведь, какой скучной была бы наша суетная жизнь, если у нее отняли право на те или иные культы, например легенду - как культивированную истину, или харизму - как культивированный характер, или роскошь - как культивированную наглость души и тела.   


Видимо,    культура без культов - склеп... , а культ без культуры - слеп... ?   

P.s.: Полезно бы, в добавок, освежить память и прочесть для размышлений «Богословские труды» П.А.Флоренского, особенно его «Философию культа» (1922).

Отредактированно M.Kurbanov (24-January-10 19:14:14)

Неактивен

 

#21 30-June-09 21:29:55

davidovakd
Участник
Зарегистрирован: 1-December-08
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Все это хорошо, но простите за занудство, - мы о чем говорим? Культура - что имеется в виду? Религия - тоже с дефиницией неясно. И что первично, что вторично: культура ли от культа (и, значит, порождение религии), религия ли с ее морфологической составной - часть культуры?
А такой был приятный разговор между нами, понимающими - о чем.
Смех смехом, а понятийная невнятность, характерная сегодня для культурологии вообще, для религиоведения также не дает уверенности, что мы говорим об одном.
Хотя похоже, что неистребимое желание единого языка гуманитарных наук, похоже, реализовано было только в максистких науках (по крайней мере в обозримом для нас временном пространстве).
Ключевая проблема - проблема "перевода" с языка одной науки на язык другой науки, с языка одной концепции на язык другой концепции...
Вот только непонятно, - работает ли это на уровне культа.
В Риме, слушая рассказ о храме Пречистой девы, я говорю гиду:
- Вы говорите "христиане, а русские туристы слышат "православные".
- Так это же все равно", - говорит гид (русская).
- Ну нет! - категорически говорит очень взрослый турист, - Они какую-то Марию почитают, а мы почитаем Богородицу!..
Вот и ищите кардинальные различия в культе и догматах, определяюшие специфические отличия культуры западной (католической) от культуры восточнохристианской (православной)... А между тем эти неуловимые различия делают практически невозможным сосуществование (по крайней мере, идейное) этих двух культур.

Неактивен

 

#22 1-July-09 14:17:42

A.Flier
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Друзья мои! А Вам не кажется, что вопрос, легший в основание этой дискуссии, можно сформулировать и иначе: можно ли гвозди забивать без молотка? Можно (например, микроскопом). Но зачем, когда для этого есть молоток? Культура среди прочих своих функций является своеобразной стратегией социального контроля. А культ – хорошо показавший себя на протяжении нескольких тысячелетий инструмент такого контроля. Культура может обойтись и без него. Но зачем, коли он так эффективен?
Разумеется, я имею в виду не только религиозный культ, но любой идеологический, политический. СССР и нацистская Германия были по существу совершенно теократическим государствами, где у власти стояли служители культов. Только других культов. Еще одно подтверждение того, что культ как инструмент социального контроля очень эффективен.
А.Флиер

Неактивен

 

#23 12-July-09 12:01:49

V.E.Zubov
Участник
Зарегистрирован: 9-December-08
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

C большим интересом ознакомился с выступлениями участников. И в связи с выступлением А. Флиера возник вопрос, повторившийся в выступлении предыдущего  участника - К. Давыдовой: "Но простите за занудство, - мы о чем говорим?"
Действительно, прежде чем говорить о культуре без культа нужно определиться с понятиями. Если обратиться к  Большой советской энциклопедии, но там. культ трактуется только как культ религиозный, Позволю себе цитату: "религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами. В широком смысле — исторически сложившийся тип религиозных отношений. Составными элементами К. являются религиозно-магические действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.)" (ссылку не привожу, поскольку пользовался электронной версией энциклопедии). Словарь Брокгауза и Ефрона также трактует культ исключительно как элемент религии. Поэтому у меня зародился вопрос: а можно ли вообще говорить о нерелигиозных культах, о которых идет речь в выступлении А. Флиера и если "да", то что под этим понимается?  В зависимости от ответа на поставленный вопрос, думается, следует решать и ключевую проблему дискуссии.  Если возможны нерелигиозные культы, то, вероятно (хотя здесь нужен более тонкий анализ, в зависимости от того, что под ними понимается) можно сделать вывод о невозможности существования культуры без культов. Если культ - принадлежность исключительно религии, то очевидно, что возможна культура без культов - вся светская культура последних столетий тому пример. Возможно, что потребуется разграничение понятий по линии формальный культ  и не формальный культ, возможны и иные градации и деления.

Отредактированно V.E.Zubov (12-July-09 12:08:51)

Неактивен

 

#24 24-January-10 18:47:19

M.Kurbanov
Участник
Зарегистрирован: 28-April-09
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Совершенно верно. Семантическое поле предметности культов может конституироваться в разных теоретических моделях самым различным образом. Каждая модель направлена на решение своих познавательных задач и осуществление целей, концептуально несоизмеримых между собой. Кто-то объективирует содержание и форму культов до такой степени, что реализующие их субъекты оказываются чуть-ли ни при чем. Некоторые плоды такой объективации сполна впитала в себя религия, пытающаяся до сих пор приватизировать все культы как исконно свою регламентируемую свыше собственность. Кому-то без субъективирования этих же культов никак не обойтись, ибо сами культы без этого полагаются как, якобы, бессмысленные и бесполезные.

Когда мы говорим "это культовый фильм", "это культовое изображение", то имеем в виду нечто элитарное, избранное, доступное не всем. Значит в культах всегда присутствуют некие коды, направленные на харизматическое восприятие и поведение, от которых становится зависимым уникальный способ существования людей. Всё это говорит о том, что культ в цивилизованном обществе превращается в особую границу, способную раздвигать дистанцию между субъектом и объектом.

По мнению одного мудрого профессора "жизнь всегда богаче любой теории". Я бы, шутя, добавил, что теория лишь ловит листочки, опадающие с дерева жизни.

Отредактированно M.Kurbanov (24-January-10 19:27:21)

Неактивен

 

#25 28-January-10 10:40:20

N.Vazhinskiy
Участник
Зарегистрирован: 13-February-09
Профиль

Re: Возможна ли культура без религиозных культов?

Уважаемые коллеги! Я совершенно солидарен с К. Давыдовой, что нужно определиться с понятиями. Уже стало "притчей во языцех", что вопрос с определением культуры носит характер "вечного". Без ложной скромности приглашаю Вас на свою страницу и прошу знакомиться со статьей, посвященной тринитарной культурологии. В ней дано определение культуры, которое поводит итог релятивизму в культурологии : КУЛЬТУРА ЕСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЕ РЕАЛИЗОВАННОЕ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. Очень многие вопросы, в том числе и обсуждаемые в данной дискуссии, отпадают, исходя из приведенного определения. Становится понятным, что в основу классификации культур должен быть однозначно положен мировоззренческий детерминизм. И тогда будет понятно, что и православие, и католицизм, и протестантизм, и даже мусульманство - это различные модификации одной и той же культуры, оформившейся на базе иудаизма. Чего не скажешь, например, о буддизме или синтоизме. А различные трактовки мировоззренческого (аксиологического) характера (Мария или богородица, какие тексты считать боговдохновенными, а какие словом божьим и т. п. ) неизбежны, но они относятся к внутри-мировоззренческим и , естественно (что одно и то же), внутри-культурным трактовкам. Такие же различия наблюдаются и дескриптивной составляющей культуры - т. е. в образе жизни (креститься с права налево или наоборот, "бить" земной или поясной поклон и т. п.). Чтобы ответить на вопрос о культе, нужно обратиться к составляющим мировоззрения - миф, религия, философия. Эти составляющие присущи ЛЮБОМУ мировоззрению. Различия заключаются в том, какая составляющая доминирует. Отсюда можно и культуры классифицировать как религиозные, мифологические и философские (прагматические). Религия без культа невозможна. А поскольку она (религия) присутствует в любой культуре, то и культ в любой культуре неизбежен. Возьмем советскую культуру, в основе которой лежит марксистско-ленинское (материалистическое, демонстративно антирелигиозное мировоззрение). Нужно ли перечислять все культы в ней проявившиеся? Нужно ли перечислять все черты, роднящие ее с религиозными культурами? Тут очень важна и социологическая составляющая культуры. На какие слои населения рассчитан культ? Однозначно на те, которые поддаются зомбированию. Культ призван воздействовать не столько на сознание, сколько на подсознание. К сожалению, на этих страницах нет возможности изложить все аргументы в пользу теории МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА. Что касается мудрого профессора и его изречения (жизнь всегда богаче любой теории), то хотелось бы добавить изречение и другого мудрого ученого - "Нет ничего практичнее хорошей теории". Есть и такая мудрость - "В мире нет тайн, есть степень познания!" Думаю, что наступило время "внятных формулировок" в науке, способствующих ее выведению из мировоззренческого и (как следствие) методологического кризиса. С уважением Николай Важинский.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.012 seconds, 11 queries executed ]