Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Форум — площадка для научных дискуссий и обсуждения академических проблем. Здесь принят стиль общения, соответствующий научному этикету. На форуме обсуждаются только профессиональные вопросы.

  • Вы не зашли.

#1 18-November-16 22:01:09

administrator
Administrator
Зарегистрирован: 18-September-15
Профиль

Конференция «Все секреты мира: Тайны в литературе и искусстве» (24-25 апреля 2017, Санкт-Петербург). Заявки до 1 марта 2017 г.

Конференция «Все секреты мира: Тайны в литературе и искусстве»

Россия, Санкт-Петербург

Гносеология литературы и искусства представляет собой проблемное ядро многих исследовательских проектов; граница между тайным и явным, сокрытым и открытым, познаваемым и непознаваемым в культуре Нового времени необычайно мобильна. И разработка эволюционного истолкования гносеологических моделей позволит определить, какие скрытые пружины управляют
развитием культуры «золотого», «серебряного» и «железного» века. Проблема соотношения тайного и явного в литературе представляет на этом фоне особый интерес.

С одной стороны, можно вспомнить целый ряд имен и жанров, интерес к которым давно назрел: это мистический роман, теософская проза, «роман тайн» и многие другие. С другой стороны, любопытно исследовать, как меняется представление о «тайном» и «сокрытом», как таин ственное определяет сюжетные схемы и идеологию отдельных явлений в искусстве. Традиционные научные подходы позволяют описать трансформации представлений о тайне в виде эволюционных схем, приближающих к решению проблемы познания в литературе и искусстве. Интересно и другое: кто создает тайну – автор, критик или читатель? Кто моделирует «замкнутые» конструкции, определяющие «закрытость» тех или иных эстетических явлений, будь то жесткая схема детективного романа или запутанная структура теософского трактата?

Конечно, проблема соотношения эзотерического и экзотерического в литературе и искусстве тесно связана с эволюцией картины мира и взглядов на проблему тайны. Но ставить знак равенства между «эзотерическим» и «тайным» в данном случае неправомерно: поскольку эзотерика предполагает доступность знания некоему кругу избранных, тайна нуждается в разгадке. Может быть, разгадку будут искать все, может быть, не найдет никто. Параллельно меняются представления и об эстетических свойствах таинственного, и об ощущениях тех, кому тайное открывается.

Именно этот круг проблем, связанных с категорией таинственного, и хотели бы обсудить организаторы конференции, продолжающей цикл ежегодных междисциплинарных Апрельских конференций, открытый в 2014 году научным форумом «Все страхи мира: horror в литературе и искусстве».

Оргкомитет приглашает принять участие в конференции «Все секреты мира: Тайны в литературе и искусстве» (с докладом продолжительностью до 20 минут) представителей различных гуманитарных наук: историков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов, философов, социологов, политологов. Темы докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации «таинственного», однако аргументация исследователей должна выстраиваться на анализе конкретных произведений.

Планируется обсуждение следующих тем:
- загадочное и/или таинственное в литературе и искусстве: концепции и гипотезы;
- тайна и познание в эстетике и художественной практике;
- описание познания тайны в литературе и искусстве;
- эволюция восприятия таинственного в древнем и новом искусстве;
- способы и приемы моделирования «таинственного» в литературе и искусстве (сюжеты, образы, мотивы);
- эстетические свойства таинственного;
- «посвященные» и «разгадчики» в текстах культуры;
- тайна как инструмент власти, конспирологические концепции и представление о таинственном;
- шифры и коды в текстах и знаковых системах;
- прагматика таинственного в знаковых системах.

Отбор участников конференции будет производиться на конкурсной основе; Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается сообщить о себе краткие биографические данные (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, место работы), а также до 1 марта пред-
ставить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета: mystica_2017@mail.ru
Результаты конкурса будут сообщены заявителям не позднее 25 марта 2017 года. Оргкомитет не сможет компенсировать расходы на проезд, проживание и питание участников.
По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN и индексацией в РИНЦ).
Рабочий язык конференции – русский.

Оргвзнос – 300 руб. Оплата авторского экземпляра сборника (для докладчиков, желающих принять участие в сборнике по итогам конференции) – 600 руб.

Последний день подачи заявки: 1 марта 2017 г.

Организаторы: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Тверской государственный университет; Псковский государственныый университет

Контактная информация: Сергей Викторович Денисенко, д.ф.н., старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН; Антон Олегович Дѐмин, к.ф.н., научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН Илона Витаутасовна Мотеюнайте, д.ф.н., проф. кафедры литературы Псковского государственного университета; Александр Юрьевич Сорочан, д.ф.н., проф. кафедры истории русской литературы Тверского государственного университета

Эл. почта: mystica_2017@mail.ru

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.008 seconds, 11 queries executed ]