Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Форум — площадка для научных дискуссий и обсуждения академических проблем. Здесь принят стиль общения, соответствующий научному этикету. На форуме обсуждаются только профессиональные вопросы.

  • Вы не зашли.

#1 20-January-10 20:37:27

M.Kurbanov
Участник
Зарегистрирован: 28-April-09
Профиль

Что я вижу в «Черном квадрате» Малевича?

Многим известна "скандальная" картина Малевича "Чёрный  квадрат", но мало кто утруждал себя усилием того, что скрыто за такой геометрией тьмы...  Почему квадрат, а не иная фигура, почему не линия и не объем, а именно плоскость, неприкаянная во тьме. Приглашаю вместе подумать об этом. Для начала, к диалогу хочу высказать свои "впечатления":

    1. Чёрный  квадрат - это символ!  А любой символ как сокровенное знание, всегда требует расшифровки, понимания, пояснения, интерпретации, сопряженных с относительно свободной рефлексией.

   2.  Древние индусы считали, что для того, чтобы услышать - закрой уши, чтобы увидеть - закрой глаза, чтобы понять другого - забудь про себя...  В чем-то это так и есть.  Поэтому, ...  Чёрный  квадрат, чтобы его увидеть, требует освещения. Во тьме этот квадрат становится абсолютом, но поток света, выказывает его грани и пределы бытия, то есть лишает его абсолютности. Древние индусы в "Ведах" проповедовали, что "в начале была тьма покрытая тьмой...". В этом смысле правы все четыре слепых мудреца, которые щупали разные части одного и того же слона...

   3. Чёрный квадрат для меня - это символ сломленного зла, ограниченного экспликацией света. Свет я понимаю здесь как гуманистическую репрезентацию святости нынешнего бытия .

   4. В Черном квадрате не столько живопись, сколько духовный шифр творческого замысла автора. Воплотившись в конечное творение, этот замысел начинает жить своей жизнью, независимо от автора. Красота - это тоже сила, которая может кого-то (что-то) спасать или уничтожать. Красота "Черного квадрата" как символического творения спасает мир символических грез, но при этом она же убивает мир традиционных сентиментальных впечатлений зрителя.

   5. Поэтому, о черном квадрате можно думать долго и много только потому, что вокруг черного квадрата присутствует светоносная белизна. Добро победило тьму злодеяний.


Муса Курбанов   
Сайт доцента Курбанова М.Г.

Отредактированно M.Kurbanov (31-August-11 12:39:13)

Неактивен

 

#2 12-February-10 14:11:26

A.Nosova
Участник
Зарегистрирован: 25-August-09
Профиль

Re: Что я вижу в «Черном квадрате» Малевича?

У меня есть 2 варианта интерпретации:
1. "Черный квадрат" как символ "конца искусства", постмодернистскую установку "все сказано". Лаконичность формы и цвета, простота в выражении, на мой взгляд, означает, что все возможные формы и цвета, все возможные способы самореализации художника уже испробованы, и поэтому любая попытка творчества будет лишь повторением уже сказанного. А потому черный квадрат - это символ конца. Большая квадратная точка.
2. Символ ангажированности искусства. Малевич иронизирует: вы способны смотреть и на цветные линии, и на черный квадрат, и платить за это деньги, и восхищаться, не замечая, что король-то голый. Имя художника делает популярным произведение, а вовсе не собственные художественные достоинства картины.

Неактивен

 

#3 12-February-10 15:08:34

A.Galizdra
Участник
Зарегистрирован: 14-September-09
Профиль

Re: Что я вижу в «Черном квадрате» Малевича?

Также считаю Квадрат знаковым произведением. На мой взгляд, Квадрат символизирует начало ХХ века, а погашенный монитор компьютера - его конец.

Неактивен

 

#4 12-February-10 20:29:09

N.Serov
Участник
Зарегистрирован: 26-November-08
Профиль

Re: Что я вижу в «Черном квадрате» Малевича?

В конце 1915 года Казимир Малевич впервые выставляет свой «Черный квадрат». Как писал тогда идеолог «Мира искусства» Александр Бенуа, «черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, <…>, а один из актов самоутверждения того начала, которое <…> приведет всех к гибели» . Сегодня мы понимаем, что не «Черный квадрат» привел Россию к захвату власти большевиками — художник лишь выразил свое чувственное отношение к тому будущему, которое являло ему художественное бессознание.
Как много позднее в «Главах из автобиографии» писал сам художник , Анализируя свое поведение, я заметил, что, собственно говоря, идет работа над высвобождением живописного элемента из контуров явлений природы и освобождением моей живописной психики от “власти” предмета. <…> Я никоим образом не хотел живопись делать средством, но только самосодержанием.<…>
Натурализация предметов не выдерживала у меня критики и я начал искать другие возможности не вовне, но в самом нутре живописного чувства, как бы ожидая, что сама живопись рано или поздно даст форму, вытекающую из живописных качеств и избегнет электрической связи с предметом, с ассоциациями неживописными». Как можно заключить из этих признаний, в искусстве ХХ века произошел революционный скачок от ассоциативно-предметного восприятия к восприятию семантическому, наполняющему зрителя не прагматикой форм, а формой эстетики.
Живописное искусство, содержащее смыслы вне сюжетных композиций, по сути своей стало выявлять нечто между психологией и философией идей, — причем идей в их чувственно-образном виде, — не обрубленных композицией, сюжетом или мыслью. Раньше только природа могла создавать такие произведения искусства, к примеру, в цветовом отображении своих внутренних смыслов . Ибо до ХХ века существовал негласный закон: “Искусство начинается там, где кончается природа” (Оскар Уайльд).
Как отмечал Гете, художник говорит миру через общее, а это общее он не найдет в природе, но это есть плод собственного его духа или, если угодно, плод наития, оплодотворяющего божественное дыхание . Теперь же художник уподобился природе, — в цветовом отображении своего внутреннего мира он освободился от догматической белизны социума, — от сознания, веками довлеющего над его творчеством. И уайльдовский закон, по Малевичу, можно было бы выразить, наверное, так: “Искусство кончается там, где принимается социальное давление".
Если искусство служит тому, чтобы «пробуждать чувства», то входит ли в число этих чувств в конечном счете и его чувственное восприятие? — ставит вопрос Людвиг Витгенштейн в § 189 работы “Культура и ценность” . И в § 333 отвечает: …произведение искусства можно назвать если не выражением чувства, то чувственным выражением или прочувствованным выражением.
Как считал Витгенштейн, “в индивидуальном переживании существенно на самом деле не то, что каждым человеком оно переживается по-своему, а то, что никто не знает, это ли переживает и другой или же нечто иное. Выходит, можно было бы преположить, хотя это и нельзя проверить, что одна часть человечества имеет одно ощущение красного, другая же часть — другое” .
Воспроизводимости чувств касаются и другие исследователи. Так, при анализе «Черного квадрата» психологи отмечают : «Впечатление, производимое этой картиной, психологически можно, по-видимому, объяснить заключенной в ней своеобразной диалектикой динамики и статики. С одной стороны, квадрат, объединяя вертикаль и горизонталь (т. е. гланые пространственные ориентиры человека), упорядочивает наше восприятие и создает впечатление устойчивости. С другой стороны, возникает типичная флуктуация фигуры и фона: квадрат воспринимается попеременно то как твердое тело, то как бесконечное черное пространство».
Предполагая, что подобные иллюзии могут иметь сугубо индивидуальный характер, эти ученые использовали объективные (окулографические)методы исследования общих закономерностей, которые возникают у разных зрителей при восприятии несмысловых композиций. Выяснилось, что такой эффект восприятия наблюдается у 80–90 % зрителей и объясняется соотношением и взаимодействием статических и динамических элементов. Различная степень динамичности элементов наделяет их своеобразной «индивидуальностью» и дает возможность «жить своей жизнью».
То есть психологи также отмечают, что смысл, заложенный в картине, — несмотря на его индивидуальность, — живет своей жизнью и практически одинаково воспринимается зрителями. В хроматизме этот смысл связан с образ-концептом, который гениальному художнику удалось объективировать в красках. Образ-концепт обычно находится в подсознании, а с учетом фемининности истинного творца — и в его непознаваемо-черном бессознании  , как мы это увидим ниже.
По-видимому, чувствуя это, Татьяна Толстая вслед за Бенуа воспринимает «Черный квадрат» как десакрализацию и гибель искусства и неоднократно употребляет термин «Оно». По-видимому, это произошло неумышленно, но так как в терминологии фрейдизма «Оно» означает именно черное бессознание, то факт остается фактом — даже и без его психоаналитической интерпретации. Татьяна Толстая как яркий полемист имеет свое мнение, но как истинная женщина-творец, не всегда с ним согласна . Не зря же возникают ее ассоциации с мраком, преисподней и вечной тьмой, то есть с характеристиками бессознания во всех смыслах этого слова.

Неактивен

 

#5 21-February-10 19:43:55

N.Vazhinskiy
Участник
Зарегистрирован: 13-February-09
Профиль

Re: Что я вижу в «Черном квадрате» Малевича?

В актерском мастерстве есть этюды на работу с воображаемыми предметами. Основной принцип:"Вижу как есть, а отношусь как надо!"
Если актер в этюде "Художественная галерея", рассматривая голую стенку видит там картины Айвазовского, то это "галюники", а отсюда вывод режиссера - профнепригодность. А если он видит там трещины, неровности и другие признаки некачественной работы маляра, а зрителю кажется, что он рассматривает картину, то это актерское мастерство. Предлагаемые же обстоятельства (ты в музее Айвазовского!) задает преподаватель или режиссер.
Аналогичная ситуация с Квадратом Малевича.
Если кто-то видит там что-то кроме черного квадрата, то это "галюники". И нужен кто-то, чтобы сказать - "Король-то голый! "
Нашелся "режиссер", который задал предлагаемые обстоятельства - "Это шедевр искусства!" И "пошла писать губерния!"
Если говорить о символике, то она всегда задается каким-то мировоззрением. В мире на сегодня господствуют три мировые религии и марксизм. Ни одна из них не дает оснований для оценки данного произведения искусства.
Есть одно мировоззрение, которое может трактовать символически "черный в белом" как принадлежность к одному из астральных сообществ. Но Малевич к этому не имеет никакого отношения.
Что касается противоречия добро (белое) - зло (черное), то нужно внимательно читать "Мастера и Маргариту". Булгаков очень точно передает логику альбигойцев в этом вопросе. И эта логика весьма природна.
В природе нет Добра и Зла. Любое явление может быть для одних добром, а для других злом. Победа Януковича на выборах для одной части Украины абсолютное зло, для другой пуcть и не абсолютное, но добро. Это так - пример навскидку.
Если бы Малевич нарисовал Зеленый параллепипед и окружил его желтым горошком, то и тут бы нашлись удивительные объяснения этому феномену.
Цвет в Природе имеет совершенно конкретное значение. А поскольку Общество тоже часть Природы (в противном случае мы должны жить вне Природы), несмотря на всю "искусственность" среды обитания Общества, то и цветовая символика общества тоже природна.
Ведь не случайно большевики и гитлеровцы бегали под красными знаменами, анархисты и пираты - под черными, офицеры - под белыми, а революция 2004 года в Украине (помаранчевые) под "апельсиновыми" флагами.
В Мире нет Случайностей!

Отредактированно N.Vazhinskiy (22-February-10 23:49:58)

Неактивен

 

#6 22-March-10 23:19:36

M.Gureev
Участник
Зарегистрирован: 29-May-09
Профиль

Re: Что я вижу в «Черном квадрате» Малевича?

Муса Гасангусейнович, вы высказали достаточно интересную точку зрения в изначальном посте.
С вашими мыслями вполне можно ЛОГИЧЕСКИ (но никак не духовно) согласиться, но, честно говоря, здесь лично я вижу ситуацию обратную той, которую вы привели вспомнив индийскую притчу: для того, чтобы умозрительно понять смысл данного произведения, надо как раз таки смотреть и не просто смотреть, но ВСМАТРИВАТЬСЯ, размышлять над сокровенной, латентной природой того, что, как может показаться, хотел отобразить автор. В противном случае никаких отвлечённых смыслов лично я, например, не вижу и не думаю о них просто воспринимая картину. Помню, ещё в студенческие годы мне и другим моим однокурсникам в рамках изучения художественно-символических оснований культуры преподаватель специально демонстрировала документальный фильм, который почти целый астрономический час пытался подвести нас всем своим содержанием к неочевидным смысловым пластам "чёрного квадрата" К. Малевича. В нём якобы сокрыты и энергии мироздания, Космоса, и незримые энергетические волны, которые на копиях точно не увидеть, но они доступны посвящённым лишь в контексте познавания оригинала, и т.д., и т.п. Всему этому можно поверить (мы, культурологи, по самому своему типу мировоззрения, по состоянию души постоянно видим или жаждем увидеть то, чего другие не видят никогда и не хотят видеть), но фильм закончился, мы вышли из аудитории и все эти надуманные сюжеты испарились как сон... Память хорошая, поэтому и вспоминаю сейчас, а без необходимости, без форума, дискуссии и т.д. эта информация не пригодилась бы вообще. Я к тому, что не надо искать смысл и тайные знаки везде и во всём, и даже таланты с гениями временами ошибаются, бывают и провальные эксперименты, а широкой публике всё равно что кушать - то, что "культурная элита" назначит в качестве господствующих ценностей, то масса и проглотит...

Неактивен

 

#7 22-March-10 23:55:39

M.Kurbanov
Участник
Зарегистрирован: 28-April-09
Профиль

Re: Что я вижу в «Черном квадрате» Малевича?

Действительно,   Максим Вячеславович,    "черный квадрат"  -  это не только СИМВОЛ, о котором можно нечто про-,  при-  и  до- мысливать.

                                                                "черный квадрат"  -  это еще и ОБРАЗ, вполне зримый, а при желании и осязаемый.

А раз так, то интеллектуальные манипуляции вполне допускают репрезентацию на уровне воображения, соображения и преображения в различных интенциях субъекта. 

Так что, дискурс по поводу  "черного квадрата" может иметь и ту тематическую плоскость или тот семантический объем, который конституируется в Ваших высказываниях.

Я бы сказал еще больше: черный квадрат - это индикатор креативности человека. Пустая душа видит в нём только пустоту.

Творческий замысел творца начинается с небытия ...

Отредактированно M.Kurbanov (2-November-11 21:17:17)

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.012 seconds, 13 queries executed ]