Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Форум — площадка для научных дискуссий и обсуждения академических проблем. Здесь принят стиль общения, соответствующий научному этикету. На форуме обсуждаются только профессиональные вопросы.

  • Вы не зашли.

#51 29-May-10 11:53:38

N.Vazhinskiy
Участник
Зарегистрирован: 13-February-09
Профиль

Re: Культура - интерактивный топос человека

Так что, надо "накручивать хвоста" нашим культурологам?

Неактивен

 

#52 29-May-10 23:46:59

E.Yaroslavtseva
Участник
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Культура - интерактивный топос человека

Ха-ха! Ну мы ж голову не откручивали, когда про нее речь вели!
А есть и еще один образ - змея. которая сама себе хвост заглатывает, уничтожая его тем самым! И в то же время, создавая круг коммуникации! Поэтому, какая разница - голова/хвост - все есть процесс!
Уважаемый Николай Павлович, мне кажется, что на образах, вполне культурологически, можно много построить обобщений или объяснений. И этот прием порождает и определения культуры. Такие фрактальные композиции: образы об образах. Очень хорошим примером может быть рисунок Эшера, где рука рисует саму себя. Порождает саму себя и свою свободу. И это множество будет бесконечно расти, что вполне закономерно, пока у него не появится внутреннего ограничения.
Если задать вопрос - может ли определение культурологии и ее предмета - культуры быть таким строгим, как и в других науках и их предметной базе, то утвердительного ответа не получить. Даже в результате поиска.
Есть один хороший пример про множество наук об одном и том же. Всем известный слон, которого ощупывают и описывают разные ученые. И каждый говорит о том, что  ему попалось под руки. Наверное, это качественный образ, если говорить о науках естественно-природного цикла. И он хорошо дает понять, насколько многомерна природа и окружающая человека реальность. Но здесь положение человека по отношению к своему объекту - внешнее: природа порождена не им. А что делать, если речь идет о культуре, которая является его продуктом. То есть человек уже не внешний, а стал собственно самим слоном, который ощупывает продукты собственной деятельности, т.е. познает себя сам! Он в своем познании приближается к самому себе, но в разных ипостасях! Видит самого себя многомерным и не знает на чем остановиться и когда.
Вот так человек породил свою  собственную природно-социальную внешнюю среду, а теперь не знает, как ее описать. Но по моему, этот предмет принципиально не может быть полным. Любой новый шаг человека будет  изменять ее многомерность. Этот интерактивный топос человека постоянно выходит за пределы своих границ, как только человек получает обратную  связь от природы и социума в ответ на свою активность.
Прошу извинить за длинный ответ.
Про третью природу  напишу свои соображения позже.

Отредактированно E.Yaroslavtseva (30-May-10 00:00:02)


В жизни всегда есть место...

Неактивен

 

#53 30-May-10 16:42:10

N.Vazhinskiy
Участник
Зарегистрирован: 13-February-09
Профиль

Re: Культура - интерактивный топос человека

Уважаемая Елена Ивановна! Спасибо за длинный ответ!
Давайте попробуем по-порядку.
Что касается змеи, кусающей себя за хвост, то этому образу есть четкое объяснение в одном из мировоззрений. И я бы не хотел его обсуждать на этих страницах.
Что касается образов, то каждый из них нуждается в трактовке. И не зная символики, которая объясняется определенным ей соответствующим мировоззрением, можно такого накрутить в трактовке образа... Получается сплошной субъективизм, волюнтаризм и релятивизм. А это к науке не имеет никакого отношения. Наука просто обязана "гармонию сверять алгеброй". И если уж музыка (максимально образное искусство) сверяется алгеброй  (элементарная теория музыки, гармония, музыкальные формы и т. д.), то культура тем более нуждается в "алгебре". Никому в голову не придет излагять квартово-квинтовый круг в образной форме. Понадобилось найти единицу "измерения" - полутон, а затем темперировать...
Возмем другую область - Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан! Интересный образ! Но его нужно расшифровывать, поскольку он имеет вспомогательное значение. И как мы этот образ расшифруем другим образом?
Что касается Эшера, то это образное выражение мысли о парадоксальном устройстве Мира. И он, опять же, требует трактовки. А трактовка зависит от мировоззрения того, кто трактует...
В примере со слоном нужно не забывать, что речь идет о СЛЕПЫХ! А культурологи, судя по реакции на мое определение культуры, и так слепы. Как иначе понимать то, что игнорируется ОЧЕВИДНОЕ?
ЕСЛИ КУЛЬТУРОЛОГИЯ НАУКА, ТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ СТРОГИМ!
И зависит оно не от "предметной базы" других наук, а от мировоззрения ученого, определяющего методологию познания. А на сегодняшний день в головах ученых сидят пресуппозиции марксизма-ленинизма. И сидят они даже у тех, кто критикует истмат и диамат.
Сложность восприятия культуры  продиктована методологической установкой об экономическом базисе и о зависящей от него надстройке. На самом деле все обстоит с точностью до наоборот. Все в обществе детерминировано господствующим в нем мировоззрением (или конгломератом мировоззрений). И  тут прав Ленин: "Жить в обществе и быть свободным от него - утопия..." Не ручаюсь за дословность, но мысль его такова.
И не бытие определяет сознание, а как раз наоборот. Пока сознание не поменяется, человек ничего не будет менять в быту. Большевики это прерасно знали. И потому они не стали ждать пока у населения появятся ростки нового "социалистического" сознания, а очень агрессивно стали его насаждать. И великолепно в этом преуспели!!!
Все, что порождено человеком, является продуктом его мировоззрения. Вот с него и нужно начинать исследование "второй природы".
Вспомним изречение древних: "Познай себя самое!" В этом иесть коренное отличие человека от животного.
Вспомним еще одно изречение: "В мире нет тайн, есть степень познания!"
Даже те слепые, что ощупывали слона, вряд ли ощупывая собственную ногу, приняли бы ее за бревно.
Нужно прозревать! Или хотя бы открыть глаза!
А вообще, пора все вещи назвать своими именами.
Если верить древним, то в МИРЕ тогда не будет ПРОБЛЕМ!

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.008 seconds, 13 queries executed ]