Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

СТОПЧЕНКО Николай Иванович

Страна:  Россия
Город:  Ростов-на-Дону
Место работы: Южный федеральный универрситет. Факультет философии и культурологии.
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  доктор культурологии
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Культурные ценности креативности: В. Шукшин-художник во взаимосвязях и взаимодействии цивилизаций

Тезисы:

Согласно диалогической теории культуры, креативность порождает культурные ценности личности посредством интеракции личностей, личностей и вещей, социальных групп и общества. Оценивая уровень постижения Шукшина-писателя и кинематографиста современной философско-культурологической мыслью, можно утверждать, что она вышла из стадии национально-избирательной актуализации творчества Шукшина и стремится к широте и постижению уникальности значения его наследия для судеб мировой культуры. Цивилизационный уровень взаимодействия культур приобретает при этом важные исторические формы, когда возможны наиболее существенные результаты в межкультурном диалоге — в обмене духовными ценностями. В практике общения национальных культур мира чаще всего сопрягаются процессы и отношения, характерные для всех уровней взаимодействия. Показательны место и роль художественного наследия Шукшина, ставшего выразителем народной души в литературе, кинематографе и театре, — в соотношении восприятия национального своеобразия и цивилизационной культуры.

Для художественных культур разных цивилизаций обязательным условием взаимосвязей следует считать понимание как специфическое средство познавательного процесса при встрече суверенных субъектов. Непохожесть культур не свидетельствует об исключительности каждой, так как именно непохожесть связывает культуры друг с другом, «делает возможным и необходимым общение народов, делает их равно ответственными перед судьбой мировой культуры» (Т. П. Григорьева). Только соблюдая меру, не растворяясь в чужой культуре и не теряя контактов со своей, можно добиться взаимного понимания. Использование категории цивилизации представляется современной философско-культурологической мысли наиболее оперативным при проведении компаративных и кросс-культурных исследований различных региональных и исторических сообществ как культурно-исторических типов. Использование цивилизационного подхода как ключевого в объяснении историко-культурного процесса, в частности, восприятия и освоения наследия Шукшина, позволяет масштабно осмыслить его в различных идейно-теоретических и образных системах, строить с его помощью альтернативные версии, видеть в нем модели развития культур разных цивилизаций, что обеспечивает возможность взаимопонимания деятелей культур, читательских и зрительских аудиторий различных мировоззренческих и эстетических кредо.

Работа на цивилизационном уровне применительно к освоению русской художественной культуры в лице Шукшина способствует ее содержательному накоплению и обогащению. Именно цивилизационный подход с таким содержанием позволяет преодолеть «предельность» формационного подхода и действовать в соответствии с познавательными принципами герменевтического круга, открытом и в гносеологическом плане с ориентацией на диалог и понимание. Многообразие и известная ассимиляция явлений в культурах мира, различие ценностей и ориентаций выступает условием развивающего и взаимообогащающего межцивилизационного диалога «культурных миров».