Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

САВВИН Александр Викторович

Страна:  Россия
Город:  Астрахань
Место работы: Южно-Российский гуманитарный институт, Астраханский филиал
Должность:  Зам. директора
 Ученая степень:  доктор философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Проблема типологизации альтернативных концепций эпохи становления раннехристианской религиозной культуры

Тезисы:

История культуры демонстрирует постоянную попытку части общества или отдельных его представителей к самореализации и самоутверждению через девиацию. Например, движения социального протеста, религиозно-мистические течения, течения в контркультуре ХХ века представляют собой в той или иной мере различные виды отклонений от общепризнанного или «официального». Возникновение подобных культурных феноменов взаимосвязано с плюрализмом человеческого бытия и сложно вписывается в какую-либо единую «официальную» модель общественного развития с константной системой ценностных координат. Невозможность объединить разноплановые устремления в рамках одной концепции приводит к поиску «альтернативности». Причём единичные проявления отклонений, созвучные культурному хронотопу, могут структурироваться и принимать форму такого феномена как «отступничество». В этой связи не является исключением и такой достаточно консервативный тип культуры как религиозный, в котором отступничество вступает в противоречие с ортодоксией. В отличие от научных теорий в религии всегда существует некая потенциальная возможность аппеляции к более глубокому пониманию доктринального текста, получению «контр-знания» от «первоисточника» через мистические состояния и откровения, вплоть до получения самого принципиально нового доктринального текста. Только история христианства демонстрирует многочисленные подобные примеры. Все они либо создают новый религиозный текст в дополнение к существующему, либо свидетельствуют о принципиально новых пророчествах, пытаясь противопоставить собственную альтернативную концепцию официальной. Период возникновения и формирования оригинальной религиозной системы является, на наш взгляд, наиболее интересным с позиции оценки значения фактора креативности как такового. В истории религии креативность, в зависимости от вектора направленности, этапов развития, границ содержания может нести позитивный, нейтральный или негативный потенциал.

Отдельным аспектом проблемы является возможность некой негативной новации (в данном случае негативной с точки зрения религиозной традиции), спровоцировать позитивную внутреннюю трансформацию самой устойчивой религиозной традиции, т. е. альтернативные концепции религиозной культуры потенциально могут становиться катализаторами процесса формирования официальной (ортодоксальной, церковной) культуры.