logo

Электронный адрес Сообщества:
main@culturalnet.ru

На 17.09.2019 на портале
зарегистрировано
1920 участников
АВТОРИЗОВАННЫЙ ВХОД

earth Культурологическая КАРТА

ПОИСК ПО ФАМИЛИИ:
Расширенный ПОИСК
 

ГЛАВНАЯ ПЕРСОНАЛИИ ЖУРНАЛЫ ПОМОЩЬ ПРАВИЛА ФОРУМ Раздел HOKO ПАРТНЕРЫ О ПРОЕКТЕ

публикации CHAT Виртуальные коллоквиумы

ИВАШКИН Сергей Николаевич

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Институт истории культур (УНИК)
Должность:  Доцент
Ученая степень:  кандидат культурологии

Сферы научных интересов

Прикладная культурология: Педагогическая культурология. Методика философско-культурологического образования. Преподавание истории и теории культуры в школе и ВУЗе
Культурная политика: Изучение и сохранение культурного наследия

Файлы и публикации



Дополнительные данные

Союз женщин и общественное просветительство (организация библиотек, образования)
Варианты дискурсивных прописываний выхода женского потока письма, голоса и следа из генденрного стратифицирования (зонирования).

Рождение женского публицистического письма в журнале «Союз женщин» связан с приходом необходимости осознать роль женщин в обществе через оптику художественной литературы, созданной к тому времени в основном мужчинами. Анализу образа женщины в литературе уделяли внимание в данном журнале и публицисты-мужчины. Важным представляется выход из гендерного зонирования территориального, корпусов текстов. Выступление женщин с женским любовным романом для женщин было прокламативно. Такой роман — это обретение территории для голоса, следа и письма. Заявка на утонченность — другую чем у мужчин, изысканную чувственность — другую чем у мужчин. Пацифизм, другой эротизм в женском романе последних трех веков является скорее не развитием женского письма, сколько продолжением отстаивания своего территориального фактического места в тексте культуры. Феминистическая литература языком публицистики научной терминологии Коллонтай Александры Михайловны (1872–1952), Симона де Бовуар, таким языком на котором уже говорила культура стала отстаивать иинаковое предназначение, чем то которое навязывал до тех пор мир мужского логоса. Женщина позволила создавать идеал женщин для себя, целеполагать и мотивировать исходя из своих, самостоятельно сформулированных идей.
Деятельность «Союза женщин» непосредственно касалась организации просветительской работы в России в конце XIX начале XX вв.
С. Русова посвятила в журнале «Союз женщин» (1909. — №1. — С. 9-10.) статью, которая непосредственно затрагивала вопросы женского авторства и чтения: «Женщины-писательницы в украинской литературе». Эта статья впервые была представлена в виде доклада 15 декабря 1908 г. на Первом Всероссийском женском съезде. Несмотря на публицистическую фразу и политическую ангажированность весьма актуальными и современными звучат слова Руссовой о роли научно-популярной книги в самообразовании: «Говоря об украинских писательницах М.Загирная …начала писать для украинского народа популярные книжки тогда именно, когда украинское слово, а тем более слово, предназначавшееся специально для народной массы, подвергалось самому резкому гонению — 60-е годы конец 70-х [ XIX в.] Она [Загирная] своим простым языком приучила неподготовленного ни школой, ни общественной средой украинского народного читателя читать по-украински для своего самообразования». Очень важно отметить, что общественный женский журнал, издающийся в столице в 1909 г. выступает за развитие «национального» читателя. Однако для профессионального исследователя чтения, для практиков детского и юношеского чтения, привития навыков чтения, очевидно, что начать читать для самообразования без семейной и общественной традиции и без подготовки школой невозможно.
Литературные и журналистские дискуссии этого времени велись в обстановке борьбы за равноправие женщин. То что спустя сто лет кажется самоочевидным, то на Первом Всероссийском съезде в 1908 г.требование для женщин «доступа во все общие, технические, профессиональные учебные заведения и с правом обучения в них совместно» вошло в резолюцию съезда.(Союз женщин 1909. — №2. — С. 11)
Основной рефлексией положения женщин в обществе является гендерный дискурс, профессиональная феминистическая литература. Так в рецензии Е.Щепкиной (Союз женщин 1909.- №4.- С. 11) на книгу Коллонтай она пишет « о социальных основах женского вопроса». Речь идет о книге А.М. Колонтай «Социальные основы женского вопроса» Спб.: Знание, 1909. Само название рецензии определяет позицию автора «Апология «буржуазок» в книге г-жи Коллонтай». Е.Щепкина отмечает: «Конечно, феминистическая литература нужна для полемических целей, чтобы убедить читателя в непригодности феминистических союзов и лиг для пролетарок, которые сами самостоятельно идут впереди женского движения; все эти организации преследуют узкоженские цели в духе классовых интересов буржуазии».
В разделе «Хроника» (Союз женщин 1909. — №4. — С. 17) вопросы общественного положения женщин раскрывались и в литературно-критическом анализе Янчевской о книгах Отто Вейнингера: «Госпожа Янчевская повторила свой доклад, читанный на женском съезде — «О женщине в современной литературе», по поводу книги Вейнингера. Остроумная критика положений известного женофоба произвела впечатление на публику».
Не будем забывать, что Н.А.Добролюбов так или иначе участвовал в общественной дискуссии о положении и правах женщин. Н.А.Добролюбов в статьях «Темное царство», «Луч света в темном царстве» в преувеличенном самим искусством виде рефлексирует женские образы из купеческого сословия из пьесы «Гроза» А.Н. Островского.
Наиболее подробно на страницах журнала «Союза женщин» Е.Щепкина решила представить литературу для женщин, издаваемую мужчинами. Её фокус исследовательского зрения по жанру близок рецензии, но сделанные на публикации далекого прошлого. Она вспоминает первый в России женский журнал «Модное ежемесячное издание или библиотека для домашнего туалета» издаваемый Н.Н.Новиковым всего один 1779 г. По словам Е.Щепкиной журнал для женщин мало отличался от современных ему журналов для мужчин. В нем была только одна картинка с изображением женщины в модном туалете. После перечисления многочисленных фактов Е.Щепкина приходит к выводу, что «идеал создали одни мужчины, без участия женщин» (Союз женщин 1909. — №7-8. — С. 10). 




С этим человеком можно связаться двумя способами:

1. Отправив ему личное сообщение (для этого необходимо войти в систему как зарегистрированный участник - см. ПРАВИЛА)
2. Отправив ЗАПРОС администратору проекта (для незарегистрированных пользователей)



    Яндекс.Метрика  

creation, design, support © 2008 Boris BOZHKOV
engine, support © 2008 Maxim BONDAREV