logo

Электронный адрес Сообщества:
main@culturalnet.ru

На 17.07.2019 на портале
зарегистрировано
1920 участников
АВТОРИЗОВАННЫЙ ВХОД

earth Культурологическая КАРТА

ПОИСК ПО ФАМИЛИИ:
Расширенный ПОИСК
 

ГЛАВНАЯ ПЕРСОНАЛИИ ЖУРНАЛЫ ПОМОЩЬ ПРАВИЛА ФОРУМ Раздел HOKO ПАРТНЕРЫ О ПРОЕКТЕ

публикации CHAT Виртуальные коллоквиумы

КРУГЛОВА Лариса Константиновна

Страна:  Россия
Город:  Санкт-Петербург
Место работы: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Гуманитарный факультет. Кафедра философии и культурологии.
Должность:  Профессор
Ученая степень:  доктор философских наук
Другая ученая степень: Лауреат премии РФО "Вторая Навигация-2015" в номинации "За философскую инвестицию в культурную жизнь Петербурга".
Ученое звание: Профессор
Электронная почта: lkkruglova@gmail.com

Информация о сферах научных интересов

История философии, философская антропология, теория и история культуры


Файлы и публикации



Дополнительные данные

Монографии, учебники, учебные пособия

 

   

 

   

 

 

 

Специалист в области истории философии, философской антропологии, теории и истории культуры; доктор философских наук, профессор, действительный член Академии Гуманитарных наук. Член Президиума СПб Философского общества, член Научной коллегии научно-образовательного культурологического общества России.
 Окончила исторический факультет ЛГУ, аспирантуру философского факультета ЛГУ (1971, каф. истории философии). Работала ст. науч. сотрудником Камчатского краеведческого музея, с 1962 г. работает в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций (c 2012 г. перобразован в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова), с 1990 г. более 26 лет руководила кафедрой философии и культурологии в этом вузе.

Ведет постлянно большую научную, научно-методическую и научно-общественную работу. Многие годы в рамках Дней философии в Петербурге организовывает и руководит научными семинарами и круглыми столами. Более десяти лет  была Председателем ВАК философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.по спец. "культурология"
 

Кандидатская дисс.: «Антропологическая философия П. Лаврова» (1973).
Докторская дисс.: «Духовная культура как система» (1992).
 

Автор нового научного направления и учебной дисциплины — «социокультурная антропоэкология».

 Автор первого в стране оригинального учебника по культурологии для студентов ВУЗов, - с 1994 года востребованные в России и странах СНГ "Основы культурологии" неоднократно переиздавались и продолжают широко использоваться в учебном процессе в вузах.
 

 Автор философско-культурологического фундаметального цикла работ, состоящего из серии изданий: монография "Социализм  Человек Культура", "Социокультурная антропоэкология",  "Культурология", 3-х томная "Теория культуры" (часть 1, "Введение в теорию культуры"; часть 2, "Функции и структура культуры" и часть 3, "Цивилизация Культура Гуманизм"), монография "Человек-Природа-Общество-Культура: социокультурная антропоэкология", монография "Жизнь культуры и культура жизни", монография "Человек и культура" и фундаментальный труд  "ИЗБРАННОЕ. Антропологический принцип в культурологии: теория и практика"

Лауреат премии РФО "Вторая Навигация-2015" в номинации "За философскую инвестицию в культурную жизнь Петербурга".


 Согласно К. отправной точкой реализации антропологического принципа в культурологии является подход к пониманию культуры как к способу саморазвития человека. Исходя из этого, К. определяет культуру как систему способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующую в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп и личности. Отталкиваясь от идеи многоаспектной двойственности человека, К. концептуализирует понятие «сущностные силы человека» через систему категорий «телесное-духовное», «эмоциональное-рациональное», «субъектное-объектное», «индивидуальное-универсальное», «личное-общественное», «биологическое-социальное». Каждая из этих категорий по К. обозначает сущностное свойство человека, которое можно трактовать как его сущностную силу. Согласно К., на разных этапах своего развития каждое конкретное общество имеет далеко не одинаковые потребности и возможности развития сущностных сил человека: в соответствии с этим оно блокирует одни из них, стимулирует другие, вызывает к жизни те, которых не существовало ранее. Этот ансамбль сущностных сил человека, культивируемых на том или ином этапе социокульурного развития, есть, по Кругловой, не что иное, как антропологическая структура культуры, от которой производны все иные структуры культуры.
Авторский концепт «антропологическая структура культуры» К. использует при построении типологии культуры, определяя на его основе типологические особенности исторических, региональных, национальных и иных типов культуры.
Концептуальные возможности антропологического принципа в философии культуры и культурологии К. выявляет на путях построения теоретической модели гуманистической культуры как модели должного состояния культуры.
Философско-антропологические и культурологические идеи К. получили развитие в концепции универсального гуманизма (УГ) как нового цивилизационного принципа. Сущность УГ, по К., заключается в ориентации культуры и общества на формирование в человеке гармоничного единства всех его сущностных сил на интегративной основе творческой доминанты личности. Превращение УГ в фундаментальный принцип культуротворчества требует построения нового типа культуры, — не просто гуманистической, а именно — универсально гуманистической. Одной из важнейших закономерностей ее развития является гармонизация отношений между наукой, искусством и моралью: если наука культивирует человека знающего, искусство — чувствующего, то мораль объединяет эти сущностные силы в человеке разумном. Необходимость превращения универсального гуманизма в цивилизационный принцип требует, согласно К., воплощения его содержания не только в культуре, но и в социуме, то есть в экономических, политических и собственно социальных отношениях и структурах. Так, в области экономики принципу универсального гуманизма соответствует многообразие форм собственности, подразумевающее возможность приложения, использования и развития многообразных способностей и потребностей человека; в области политики — демократия, которая, по определению, способна вовлечь в управление обществом наибольшее количество людей, в социальной области — всемерное развитие разнообразных «форм общественности» (Ю. Хабермас), то есть негосударственных, неформальных объединений, имеющих целью отражать в своей деятельности различные оттенки мнений и интересов граждан.
Таким образом, особенность универсального гуманизма как цивилизационного принципа заключается, по К., в том, что он способен обеспечить гармоническое единство человека, культуры и общества.
 Выявление и реализация потенциала антропологического принципа в философии культуры и культурологии возможно, согласно К., на путях развития новой научной дисциплины — социокультурной антропоэкологии. Её предмет, по К., — законы структуры, функционирования и развития экосистемы, элементами которой являются человек, природа, общество и культура. Исходя из того, что экология — это наука о взаимодействии организмов со средой, социокультурная антропоэкология, согласно К., изучает взаимодействие каждого из входящих в социокультурную экосиситему элементов с системой в целом и с каждым из других элементов в отдельности. В соответствии с этим, К. подразделяет социокультурную антропоэкологию на несколько частей: социальная экология — (наука о взаимодействии общества и человека с природной средой), социальная антропоэкология — (наука о взаимодействии человека и общества), культурная антропоэкология — (наука о взаимодействии человека и культуры, культуры и общества). В каждом из элементов окружающей человека среды К. различает мега-, макро- и микро-уровни. Общими принципами взаимодействия человека с окружающей средой и, следовательно, принципами социокультурной антропоэкологии Л.К. Круглова считает гармонию, любовь и творческое деяние.

 






    Яндекс.Метрика  

creation, design, support © 2008 Boris BOZHKOV
engine, support © 2008 Maxim BONDAREV