F.Foortai » 21-June-10 18:21:51

18 июня 2010 года в Ленинградском государственном университете им. А. С. Пушкина прошел
научно-практический семинар
«АРХЕТИП НОЧИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ»



Ночь и культура – антиподы или ночь необходимое условие культуры? Этот вопрос из разряда «детских», который и задавать-то неуместно! Но именно он показался той нетривиальной, привлекательной темой с которой можно стильно и весело начать работу недавно созданного Север-западного регионального центра религиоведческих и культурологических исследований при Ленинградском государственном университете имени А. С. Пушкина. Ночь как физическая данность не зависит ни от человека, ни от его цивилизация и культур, но за тысячелетия своего культурного развития она стала неотъемлемой составляющей этих цивилизаций как явление, ментальное переживание, архетип, художественный образ. Все эти ипостаси Ночи нашли своё отражение в докладах, прозвучавших на научно-практическом семинаре «Архетип Ночи в мировой культуре».  Современная философская мысль, а тем более те её направления, которые тяготеют к культурологической проблематике, всё более развиваются в стилистике художественного дискурса, нежели в русле традиционного философствования. Эта актуальная тенденция прослеживалась в формате семинара, который включал не только теоретическую часть, но и музыкально-поэтическую композицию «Великая Ночь» — авторы Б. Ю. Анушин и Ф. В. Фуртай, выставку  живописных, графических произведений и фоторабот на тему ночи, модный показ дизайнерских работ «Белая ночь опустилась над городом» — руководитель М. В. Асалханова.

На семинаре прозвучали следующие доклады: В. П. Щербаков «Архетип современности: «сумерки просвещения» или «конец долгой ночи»», Франциска Фуртай «Ночь» и «День» как стилеобразующие факторы в Большом художественном стиле», И. Н. Мочалова «Философ в пространстве ночи: Платон «Законы». 967d-969d,  В. В. Савчук «El sueño de la razon produce monsruos», А. А. Грякалов «Ночное при свете дня: к герменевтике событий», М. С. Уваров «Ночь в истории мировой музыкальной культуры», Н. Х. Орлова «РоковАя ночь в рОковой культуре», И. И. Евлампиев «Петербург белых ночей в творчестве Достоевского», Р. Н. Дёмин «Образ ночи в поэме Джеймса Томсона (Биши Ванолиса) «Город ужасной ночи» и в «Русских ночах» князя В. Ф. Одоевского: опыт сопоставления.

Итогам работы семинара будет посвящён один из очередных номеров Вестника Ленинградского государственного университета.

Завершился семинар практической акцией – ночным катанием по Неве.