Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Форум — площадка для научных дискуссий и обсуждения академических проблем. Здесь принят стиль общения, соответствующий научному этикету. На форуме обсуждаются только профессиональные вопросы.

  • Вы не зашли.

#1 25-January-12 02:19:49

Y.Vetutnev
Участник
Зарегистрирован: 15-August-09
Профиль

Семинар об интерактивных методах обучения (Каменец-Подольский, 14-18 января 2012 г.)

С 14 по 18 января 2012 г. в гостеприимной стране Украине, в городе Каменец-Подольский состоялся Второй ежегодный Зимний семинар на тему: «Интерактивные методы развития мышления». Три с половиной дня напряженной мыслительной работы в режиме сократического диалога позволили участникам познакомиться с методом, активно разрабатываемом в г. Волгограде д.ф.н. Макаровым А. И. и к.ю.н. Ветютневым Ю. Ю. на основе идей французского философа О. Бренифье. Основной особенностью метода является создание особой продуктивной для мышления участников ситуации через вопрошание, ориентация на майевтику. В ходе упражнений с использованием метода сократического диалога у участников тренируются такие навыки, как внимание, память, логическое мышление, умение формулировать вопросы, умение аргументировать, концептуализация (сжатие до одного слова), обнаружение и формулировка возникающих проблем, коммуникативные навыки и др. Были проведены следующие упражнения:
•    «Как разработать учебный курс» (легко преобразуется в упражнение «Как написать книгу») – направлено на «раскачивание» имеющейся формулировки. В процессе коллективной мыслительной работы возникают различные направления исследования заявленной вначале темы. При разработке нового учебного курса совместно со студентами с помощью этого упражнения удобно проводить диагностику интересов учебной группы, что позволит построить учебный курс с учетом этих интересов и решит проблему мотивации.
•    Упражнения «Сравнительный анализ», «Понятийный анализ» и «Концептуальное различие» направлены на прояснения концептов (одного или пары). В ходе упражнения участники сами формулируют те или иные критерии, которые присущи концептам и являются их отличительными признаками. Участникам были предложены для рассмотрения следующие концепты: «грех», «воображение и фантазия»,  «право и обязанность». Упражнение может быть полезно преподавателям родного и иностранных языков, а также любых других специальностей (при условии выбора соответствующих терминов для рассмотрения), а также тем, кто занимается исследовательской и научной работой. Попытка определить/различить те или иные слова самостоятельно (в группе), без обращения к словарям и другим авторитетным источникам «оживляет» выбранные слова, позволяет наметить проблемные области в их восприятии и употреблении, осмыслить привычные, часто употребляемые термины-шаблоны.
•    Упражнение «Мировоззрение» направленно на отработку навыка философской аргументации (в противовес риторической аргументации, предполагающей эмоциональное воздействие на оппонента, философская аргументация строится на логике). Участникам предлагалось несколько утверждений, из которых нужно было выбрать то, с которым не согласен, и аргументировать. Упражнение может быть полезно людям, по ходу работы сталкивающимися с необходимостью применять навык аргументации, например, юристам, менеджерам, и т.п.
•    «Незавершенное предложение» - упражнение на проблематизацию, обнаружение в ходе коллективного мышления ряда проблем. Подобная ориентация учит участников распознавать проблемы разного порядка, концептуализировать их и относиться к ним с интересом, так как любое научное исследование начинается с формулировки проблемы. Также упражнение полезно для любых специалистов, сфера деятельности которых предполагает работу с людьми. Может быть применено в образовательном процессе для любой специальности (в зависимости от специальности можно выбирать предложение для завершения). Участники Зимней школы работали с предложением «Цель педагогической деятельности - …».
•     «Интерпретация текста», «Смысл жизни». Данные упражнения были ориентированы на работу с текстом, произведенным самими участниками. В первом случае это была данная ими интерпретация литературного текста («Песнь о Буревестнике» М. Горького), во втором – формулировка собственного смысла жизни (через выбор ценности и аргументацию). Подобная фокусировка на речи участников выводит на уровень глубинных пресуппозиций (установок) и позволяет сфокусироваться на особенностях мышления участников. Упражнение подходит для подготовленных групп, уже работавших с методом сократического диалога, и представляет большой интерес для исследователей мышления, будь то психологи, философы, интерпретаторы и т.п.
Участникам предоставлялась возможность попробовать себя в роли ведущего. Были также проведены упражнения на развитие креативного мышления: «Аналогия с вещью» и «Комбинаторное решение». Данные упражнения направлены на решение той или иной проблемы с помощью активизации коллективного креативного мышления. Подобные упражнения полезны как в педагогическом процессе, так и для решения конкретных задач в профессиональной деятельности. Школа завершилась круглым столом, в ходе которого участники делились впечатлениями, планами и соображениями о том, как каждый из них сможет использовать сократический диалог как интерактивный метод развития мышления. Интересная и глубокая мыслительная работа была разбавлена туристическими мероприятиями: посещением крепости и старого города в Каменец-Подольском с осмотром местных достопримечательностей – каньона, церквей, старинных улочек; активной дегустацией незабываемой местной кухни; поездкой в Хотин с целью осмотра Хотинской крепости, взятие которой было воспето М. Ломоносовым в одной из первых од в истории русской поэзии. Таким образом, участие в Зимней школе было полезным и приятным времяпрепровождением, объединившим в себе преимущества командировочной поездки, тренинга-семинара и отпуска.

Д.С. Ягудина, магистрант ВолГУ

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.007 seconds, 11 queries executed ]