Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Форум — площадка для научных дискуссий и обсуждения академических проблем. Здесь принят стиль общения, соответствующий научному этикету. На форуме обсуждаются только профессиональные вопросы.

  • Вы не зашли.

#1 6-November-13 15:35:47

M.A.Stepanov
Участник
Зарегистрирован: 16-December-10
Профиль

«Карамзинские стипендии-2014». Заявки до 10 декабря 2013.

Положение о конкурсе «Карамзинские стипендии-2014»

Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (далее – ШАГИ РАНХиГС) и Фонд Михаила Прохорова проводят конкурс молодых ученых для стажировки в ШАГИ в течение 2014 календарного года.
Программа стажировки направлена на поддержку академической мобильности, интеграцию молодых российских ученых и исследователей в международное научное сообщество с целью расширения и активизации их профессиональных связей и контактов, обмена опытом и сотрудничества в области гуманитарных и общественных наук.


Цели и задачи конкурса

1. Конкурс проводится для отбора и приглашения на временную работу (6 месяцев) молодых ученых, которые должны стать участниками коллективных научных проектов, реализуемых в ШАГИ. Список проектов для работы приглашенных исследователей (или исследователей-стажеров) формируется ШАГИ, и утверждается руководством РАНХиГС.

2. Программа адресована кандидатам наук (или PhD), готовящим к публикации книгу, а также аспирантам, завершающим работу над кандидатской диссертацией.

3. Цель программы - предоставить молодым исследователям возможность в ключевой фазе их работы провести полгода в растущем научном центре Москвы, с которым эти исследователи сохранят связь и в будущем.

Общий грантовый фонд конкурса: 4 788 000 руб.

Сумма индивидуального гранта на одного стажера – победителя конкурса: 478 800 руб.

В конкурсе могут принять участие:


- граждане и налоговые резиденты РФ;
- не старше 40 лет;
- имеющие кандидатскую степень или PhD (желательно, чтобы диссертация была защищена  не ранее 2008 года)
-  аспиранты второго или третьего года обучения;
- обладающие опытом исследовательской работы по теме, близкой к теме одного из проектов ШАГИ;
- имеющие возможность провести шесть месяцев 2014 календарного года в Москве с отрывом от основного места работы;
- владеющие английским языком в объеме, необходимом для профессионального общения (чтение научной литературы, устное общение с коллегами, научная корреспонденция, подготовка докладов и статей);
- приветствуется знание других иностранных языков.

Стипендиаты прошлых лет могут принимать участие в конкурсе «Карамзинскиестипендии - 2014», однако получить приглашение на повторную стажировку можно не более одного раза.

Важным фактором при отборе кандидатов является наличие научных публикаций в международных реферируемых журналах и опыт участия в коллективных международных научных проектах.


Список документов, необходимых для участия в конкурсе:

1.    Мотивационное письмо в свободной форме, включающее видение кандидатом своей дальнейшей научной карьеры, совместимость участия в данном проекте с другими текущими обязательствами кандидата (научные проекты, преподавание и др.) как с точки зрения тематики, так и с точки зрения рабочей нагрузки.
2.     CV (краткая автобиография и список научных публикаций).
3.    Описание планируемого исследования: индивидуальный проект должен подпадать под общую тему коллективного проекта, на участие в котором претендует кандидат.
4.    Не менее одной опубликованной научной работы (предпочтительно по теме, близкой к теме коллективного проекта), дающей адекватное представление о научном уровне кандидата; начинающие исследователи могут предоставить аналогичный по объему фрагмент диссертационного исследования (главу).
5.    Рекомендательное письмо от исследователя, знакомого с работами кандидата и, предпочтительно, занимающегося проблемами, близкими к теме реализуемого проекта;
6.    Копия диплома кандидата наук (или PhD) или удостоверение аспиранта.
7.    Копия российского общегражданского паспорта (первая страница и страница с пропиской).
8.    Факультативно: отзыв научного руководителя (заведующего кафедрой) о работе соискателя.

Параметры мотивационного письма и описания планируемого исследования должны быть сообразованы с требованиями, предъявляемыми к кандидатам по конкретным проектам (см. ниже).

Срок подачи документов и порядок их рассмотрения

1.    Конкурс объявляется открытым с 1 октября 2013 года и проводится с 1 октября по 10 декабря 2013 года.
2.    Объявление о конкурсе размещается на сайте Фонда Михаила Прохорова, на сайте ШАГИ (ЦГИ) и на других информационных ресурсах, а также распространяется через профессиональные рассылки.
3.    Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте.
4.    Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса: karamzinefellowship@gmail.com до 10 декабря 2013 года.
5.    Заявки, содержащие неполный комплект документов или не соответствующие темам проектов ШАГИ 2014 года, не регистрируются и не рассматриваются.
6.    Заявки, поступившие на адрес конкурса после 10 декабря 2013 года, не регистрируются и не рассматриваются.
7.    Процедуру отбора и принятие решений по кандидатам принимает жюри, состоящее из руководителей проектов, администрации ШАГИ и представителей Фонда Михаила Прохорова.
8.    На первом этапе (10—17 декабря 2013 года) конкурса жюри оценивает мотивационные письма, описания проектов исследований и образцы научных публикаций.
9.    На втором этапе конкурса (17--24 декабря 2013 года) руководитель проекта, на который подана заявка, и другие сотрудники Центра проводят с кандидатом устное собеседование по скайпу или по телефону (при подаче документов необходимо указать свой контактный номер скайпа или телефонный номер). В собеседованиях также могут принять участие представители Фонда Михаила Прохорова.
10.    Поскольку основными регионами, на которые распространяется деятельность Фонда Михаила Прохорова, являются Сибирский, Дальневосточный, Уральский автономные округа, и шесть областей ЦФО: Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская, Рязанская и Калужская области, то при получении равных баллов кандидаты из этих регионов будут иметь преимущество перед другими.
11.    Список победителей конкурса, получающих приглашение для шестимесячной работы в ШАГИ, утверждается Фондом Михаила Прохорова и оглашается 25 декабря 2013 года (на сайте Фонда Михаила Прохорова, сайте ШАГИ (ЦГИ) и в некоторых СМИ).
12.    Представители ШАГИ информируют всех участников конкурса о результатах в течение недели после его окончания. Победители, подтвердившие согласие на участие в стажировке, подписывают договор с Фондом Михаила Прохорова и получают индивидуальный грант на прохождение стажировки.
13.    Мотивы отклонения заявок не сообщаются, заявки не рецензируются, материалы, поданные на конкурс, не возвращаются.

Отбор приглашенных исследователей (исследователей-стажеров) будет произведен жюри в составе:

Зуев Сергей Эдуардович (председатель жюри) – кандидат искусствоведения, декан Факультета государственного управления РАНХиГС, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова (до 2012 г.).

Гринцер  Николай Павлович -  доктор филологических наук, директор ШАГИ РАНХиГС.

Зорин Андрей Леонидович – доктор филологических наук, научный руководитель Центра историко-культурных исследований ШАГИ, профессор РАНХиГС и Оксфордского университета, академический директор программы Факультета государственного управления РАНХиГС, академический директор магистерской программы МВШСЭН «Историческое знание в современном обществе» соруководитель проекта «Оцифрованная наука: техника, методология и этика создания гуманитариями открытых исследовательских баз данных».

Орлова Галина Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), доцент департамента медиа Европейского гуманитарного университета (Вильнюс), соруководитель проекта «Оцифрованная наука: техника, методология и этика создания гуманитариями открытых исследовательских баз данных».

Федюкин Игорь Игоревич – PhDinhistory,  руководитель проекта «Анатомия финансовой системы: налоги, бюджет и информация в России раннего Нового времени».

Майофис Мария Львовна – кандидат филологических наук, доцент Факультета государственного управления РАНХиГС, руководитель проекта «Концептуальные основания советской образовательной политики (1920—1980-е)».

Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна - кандидат культурологии, старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС, доцент магистерских программ ««Историческое знание в современном обществе» и “UrbanStudies” МВШСЭН, доцент факультета медиакоммуникаций НИУВШЭ, соруководитель проекта «Интерактивный город: коммуникативные практики, пространства, медиа».
Запорожец Оксана Николаевна– кандидат социологических наук, доцент магистерской программы “UrbanStudies” МВШСЭН, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ), соруководитель проекта «Интерактивный город: коммуникативные практики, пространства, медиа».
Неклюдов Сергей Юрьевич – доктор филологических наук, профессор, руководитель центра теоретической фольклористики ШАГИ, руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, руководитель проекта «Тексты – традиции – практики в устной культуре: структурно-семиотический, функциональный, коммуникативный аспекты»

Кронгауз Максим Анисимович – доктор филологических наук, профессор, руководитель центра социолингвистики ШАГИ, руководитель проекта «Динамические процессы в современном русском языке»

Сафронов Петр Александрович – кандидат философских наук, сотрудник Института философии РАН, соруководитель проекта «Концептуальные основания советской образовательной политики (1920—1980-е)»

Структура работы приглашенного исследователя в проектах:

В период пребывания в ШАГИ приглашенный исследователь должен заниматься:
- исследовательской работой (70 % рабочего времени);
- редакционно-издательской и организационной работой (20 % рабочего времени);
- педагогической работой (10 % рабочего времени);
- принимать участие в научной жизни Школы (семинарах, конференциях и др.);
- регулярно информировать коллег по Школе о ходе своей работы.

Исследовательская, организационная, педагогическая и редакционно-издательская работа приглашенного исследователя планируются и выполняются в соответствии с утвержденной руководством РАНХиГС Программой работы приглашенных исследователей и Индивидуальным планом работы приглашенного исследователя, утвержденной руководством Школы и руководителем исследовательского проекта.

Формы отчетности

1.    По итогам работы приглашенный исследователь представляет в ШАГИ:
- не менее одной научной статьи, поданной для публикации в международном реферируемом научном журнале;
- главу или статью для коллективной монографии по проекту;
- отчет о проделанной работе в соответствии с Программой работы приглашенных исследователей.
2.    По итогам работы в ШАГИ исследователь предоставляет в Фонд Михаила Прохорова:
- отчет о проделанной работе в установленной Фондом форме;
- финансовый отчет и квитанции и чеки на все расходы, возмещаемые Фондом.

При несоблюдении этих условий Фонд оставляет за собой право отозвать грант.

Права на публикацию работ, выполненных в продолжение работы в ШАГИ, за исключением работ, предусмотренных формами отчетности (глава в коллективной монографии или иное), остаются за их авторами.


По окончании стажировки, в случае полного выполнения ее программы, приглашенные исследователи получают сертификат, подтверждающий успешное прохождение стажировки на базе Школы актуальных гуманитарных исследований  РАНХиГС.

Структура индивидуального гранта.

Грант Фонда Михаила Прохорова включает в себя:

1.    Ежемесячную выплату в размере до 60 000 рублей (без учета подоходного налога), в зависимости от квалификации исследователя, характера и объема выполняемой работы, а также места постоянного проживания.
2.    Компенсацию дорожных расходов (одна поездка в Москву от места проживания и обратно, эконом-класс).
3.    Ежемесячный оргвзнос для оплаты координационной и др. поддержки со стороны ШАГИ и РАНХиГС в целом (17 300 руб.).

Перед началом работы приглашенный исследователь подписывает договор с Фондом Михаила Прохорова. Подробно все условия и требования, связанные с получением гранта, будут перечислены в договоре.

Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС предоставляет исследователям:

1.    Место для работы в помещении РАНХиГС, компьютер.
2.    Доступ к информационным ресурсам РАНХиГС.
3.    Постоянный аккаунт на сайте ШАГИ.
4.    Документы, предоставляющие право работы в архивах и не общедоступных библиотеках.
5.    Постоянную консультационную поддержку.



Темы исследовательских проектов 2014 года:

1.    Оцифрованная наука: техника, методология и этика создания гуманитариями открытых исследовательских баз данных.
2.    Анатомия финансовой системы: налоги, бюджет и информация в России раннего Нового времени.
3.    Концептуальные основания советской образовательной политики (1920—1980-е).
4.    Интерактивный город: коммуникативные практики, пространства, медиа.
5.    Тексты – традиции – практики в устной культуре: структурно-семиотический, функциональный, коммуникативный аспекты.
6.    Динамические процессы в современном русском языке.


Аннотации проектов и требования к кандидатам на исследовательские позиции в конкретных проектах.

Оцифрованная наука: техника, методология и этика создания гуманитариями открытых исследовательских баз данных
Сегодня результаты масштабных эмпирических исследований, выполненных историками, антропологами, социологами в рамках долгосрочных коллективных проектов с большим бюджетом, все чаще представлены дважды – как традиционная монография и как открытая интернет-база собранных в ходе проекта материалов. Данные, прежде сохраняющие статус рабочих и невидимых, здесь поступают в свободное пользование, наделяются самостоятельной ценностью, подвергаются дополнительной обработке. Появлению исследовательских баз в значительной степени содействуют упрощение процедур хранения больших объемов информации в сети Интернет, продвижение интерактивной платформы Web 2.0, расширение палитры представления результатов исследования, эстетизация знания и спрос на знание-аттракцион. Новый способ хранения и представления эмпирических материалов изменяет формат исследования, существенно трансформирует характер производимых знаний и умножает этические вызовы, а потому – требует анализа. Масштаб эпистемологических сдвигов, уже соотнесенных с новациями в технологиях фиксации и хранения данных, – будь то возникновение нарративного поворота в социальных науках из духа аудиозаписи (K.Langier) или разработка новых техник визуального анализа на основе больших массивов оцифрованных изображений (L. Manovich) – вдохновляет на изучение исследовательских баз данных и отслеживание их эпистемологических эффектов.
Проект продолжает – в новом качестве – двухгодичную исследовательскую программу изучения советской научно-технической интеллигенции 1950-1980-х на примере сотрудников НИИ г. Обнинска («Научно-техническая интеллигенция в историко-культурной перспективе:Формирование среды, мировоззрения и трудовой этики» (2012), «Идеология и практика технологического прорыва: люди и институции» (2013)»). Предполагается, что рефлексия по поводу структурирующих эффектов открытой базы данных будет осуществляться, прежде всего, в процессе перевода накопленных за два года полевых материалов (интервью, фотоархивов, публикаций в периодике, мемуаров и т.д.) в тематический интернет-ресурс.
Научное руководство проекта: доктор филологических наук, профессор Оксфордского университета (Великобритания) и академический директор программы Факультета государственного управления РАНХиГСАндрей Леонидович Зорин, кандидат психологических наук, доцент Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, Россия) и Европейского гуманитарного университета (Вильнюс, Литва) Галина Орлова.
Требования к кандидатам:
Мы приглашаем к сотрудничеству гуманитариев, не только имеющих опыт полевой работы в области социальной и культурной истории СССР послевоенного периода, социологии и антропологии советской науки/техники и городских исследований, но и проявляющих чувствительность к использованию в своей работе цифровых технологий; исследователей медиа, готовых изучать профессиональную диджитализацию советского прошлого и осуществлять эту работу на практике; а также – исследователей с профессиональными навыками программирования и разработки баз данных, готовых к работе со специфическим гуманитарным материалом и рефлексии по поводу способов его цифрового опосредования. Приветствуется:
•    опыт самостоятельной работы в одной из значимых для проекта областей;
•    способность совмещать аналитическую работу с практическими действиями по разработке базы;
•    способность к работе в команде в междисциплинарной ситуации;
•    профессионализм и неортодоксальность;
•    навыки интенсивного чтения специальной литературы на английском языке.

Анатомия финансовой системы: налоги, бюджет и информация в России раннего Нового времени

Система налогообложения в европейских государствах, а также в России раннего Нового времени подверглась существенным изменениям. Изменения эти происходили под воздействием различных факторов – с одной стороны, необходимости для государства реагировать на внешние вызовы, с другой, необходимости реагировать на поведение самих налогоплательщиков, их сопротивление фискальной политике государства. Ключевым для изучение налоговой политики является понимание того, как эти изменения осмыслялись и оправдывались самим правительством – и как в процессе этого осмысления переплетались заимствованные теории государства, права, фискальной политики, а также бытующие в России представления об обществе, человеке, власти монарха и роли поданных. Разумеется, эти концепции должны изучаться как в контексте общей интеллектуальной истории того периода, так и на фоне политических процессов и придворной борьбы, в которой различные концепции реформ использовались как символы противоборствующих партий, привлекались для легитимации смены министров и правительств. Изучений этих концепций является неотъемлемой частью более широкого изучения теории государственного управления в России.


Основные цели проекта:

1.    Установление связи между реформой механизмов прямого налогообложения в России начала XVIII века и меняющимися концепциями государства, общества, природы человека, заимствованиями и адаптацией современных зарубежных теорий государства и налогообложения.
2.    Проследить траектории дебатов о реформировании прямого налоогообложения в ключевых органах государственного управления, выявить их взаимосвязь с современными событиями (внешнеэкономические и политические кризисы, сопротивление налогоплательщиков).
3.    Реконструировать современные представления о целях, оптимальных методах работы, эффективности механизмов сбора прямых налогов.
4.    Реконструкция кадрового состава фискальных органов, биографий и систем взглядов государственных деятелей, определявших развитие налоговой системы.
Руководитель темы: Игорь Игоревич. Федюкин, Ph.D
Требования к кандидатам:

- сфера научных интересов -- история теорий государственного управления, государства и права, представления об обществе, государстве и личности в России второй половины XVII--XVIII веков;
- значительный опыт архивной работы и наличие самостоятельно собранных материалов по указанным темам;
- знание современной научной литературы по проблематике формирования государства и интеллектуальной истории раннего Нового времени в Западной Европе;
- навыки интенсивного чтения научной литературы по специальности на английском языке.

Заявка на участие в проекте должна включать подробный план предполагаемого исследования, в том числе и перечень уже собранных архивных материалов, которые будут использованы в будущем исследовании, а также перечень тех архивных источников, которые предполагается обследовать в Москве.


Концептуальные основания советской образовательной политики (1920—1980-е).

В настоящее время вопросы реформирования системы образования в очередной раз оказываются в центре общественного внимания.  Острота дискуссий, связанных с проведением реформы, настоятельно требует помещения современной ситуации в историческую перспективу.
На протяжении всего периода существования советского государства образовательная система никогда не представляла собой законченного целого, постоянно подвергаясь более или менее значительным преобразованиям.

Основная цель исследования: реконструировать стратегии официальной образовательной политики в рассматриваемый период, а также концептуальные подходы к их проектированию («сближение школы с жизнью», «политехнизация образования», планирование и эффективность в среднем и высшем образовании,  включение достижений науки в образовательный процесс и др.), а также возможности проблематизации данных подходов, существовавшие как изнутри, так и извне партийно-государственного аппарата.

Разнородность изучаемого объекта определяет широту методологической платформы исследования, соединяющей ряд интенсивно развивающихся гуманитарных и социальных дисциплин: историю понятий, социологию знания, культурную и историческую антропологию, историю идей, историю науки и образования. 

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 1) проследить логику развития доминирующих точек зрения на государственную образовательную политику; 2) описать генезис этих подходов, выявить основных акторов и установить степень их влияния на развитие образовательной политики на разных этапах; 3) провести историко-социальный анализ советской образовательной политики в сравнительной перспективе (США, Германия (довоенная, послевоенные ФРГ и ГДР), страны Восточной Европы); 4) изучить методические и институциональные последствия доминирования различных концепций развития образования в советский период.

Результатом работы, как предполагается, станет ‘карта’ важнейших проблемных узлов в развитии советской образовательной политики в сравнительной перспективе. Это позволило бы определить три типа признаков этой политики: специфически советские, присущие модернизационным процессам в целом и наследовавшие образовательным традициям имперского периода. Еще одним результатом проекта должен стать обзор продуктивных/непродуктивных  концептуальных, институциональных и методических элементов советской образовательной политики, которые сохранились и в постсоветский период.   
В рамках индивидуальной работы приглашенным исследователям необходимо будет решить двезадачи. Во-первых, аргументированно выявить ту или иную определеннуюидею или концепцию, влиявшую на структуру советской образовательной политики на протяжении длительного периода. Во-вторых, представить траекторию развития данной идеина материале архивных данных, эго-документов и исследовательскойлитературы.

Руководитель проекта: канд. филол. наук, доцент ФГУ РАНХиГСМария ЛьвовнаМайофис.


Требования к кандидатам:

- область научных интересов: история среднего или высшего образования в СССР или зарубежных странах в 1950—1980-х годах; наличие опубликованных работ по этим темам;
- владение современными методами исторического и социологического анализа;
- опыт полевой (качественные социологические или глубинные исторические интервью) и архивной работы;
- свободное чтение научной литературы на английском языке;
- опыт участия в международных конференциях и подготовки докладов и статей на английском языке;
- в случае специализации по истории образования зарубежных стран – знание языка изучаемой страны.



Интерактивный город: коммуникативные практики, пространства, медиа.
Опосредованная коммуникация является одним из основных конституирующих элементов культурной и социальной среды современного мегаполиса, синхронизируя и координируя социальную жизнь.  Развитие интернет-коммуникации усложнило взаимодействие горожан, задействовав дополнительный регистр общения. Оно не привело к отмене коммуникации в физическом пространстве города, но сделало ее более сложной, прерывистой, способствовало переносу навыков интернет-общения в физическое пространство города. Кроме того, параллельные процессы изменения городской визуальной среды, ее активное освоение горожанами (как обывателями, так и специализированными группами – уличными художниками, городскими и политическими активистами, и пр.) способствовали формированию новой городской чувствительности и гораздо более активному использованию города как коммуникативной площадки. Таким образом, коммуникативное пространство города значительно изменилось, что создает необходимость осмысления происшедших сдвигов и готовности к ним горожан. Одна из основных зон напряжения и непроясненности в современных городских исследованиях и исследованиях медиа связана с вопросом о физическом и виртуальном пространстве коммуникации, их противостоянии, взаимодействии и взаимовлиянии. Объектом исследования становится московское городское пространство.
Основная цель исследования: перевести теоретические вопросы о специфике коммуникации в (пост)современном городе в вопросы полевого исследования московского городского пространства.
Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
•    определить роль городских пространств и интернета как коммуникативных площадок,
•    картографировать коммуникативный ландшафт города (пространство сосредоточения коммуникативных практик или следов коммуникации),
•    рассмотреть переходы, взаимовлияния и напряженности «реальной» и «виртуальной» городской коммуникации, выявить ситуации интенсивного взаимодействия/конфликта пространств
•    выявить коммуникативные навыки и компетенции участников коммуникации, возможности их конвертации

1.    Основные ожидаемые фундаментальные и прикладные результаты исследования и их новизна:
•    Рассмотрение городской среды в рамках теорий сетевого общества
•    Расширение методологий urbanstudies за счет инкорпорирования в существующие практики городских исследований концепций и методов (new) mediastudies
•    Предложения концепции планирования публичных пространств московской городской среды
•    Основным научным результатом проекта будет монография, созданная международным коллективом автором и посвященная теориям и практикам «интерактивного города»

Руководители темы:
Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, канд. культурологии, доцент
Запорожец Оксана Николаевна, кандидат социологических наук, доцент

Требования к кандидатам:

- специализация в области городских исследований или исследований новых медиа;
- опыт проведения качественных полевых исследований (включая самостоятельную разработку дизайна исследования, использование методов включенного наблюдения, неструктурированного интервью, картографии);
- приветствуется опыт проведения самостоятельных исследований, фокусирующихся на городской коммуникации, городской материальности, механизмах саморегуляции городских сообществ, сетевых сообществах и взаимодействиях, инициативах grassroots, сетевой географии;
- значимым преимуществом кандидата будет наличие у него публикаций в области городских исследований или исследований новых медиа;
- знание английского (обязательно) и других иностранных языков (желательно)


Тексты – традиции – практики в устной культуре: структурно-семиотический, функциональный, коммуникативный аспекты.

Речь идет о теоретических аспектах исследования фольклора и мифологии, об изучении устных текстов как «базовых» текстов культуры. Понимание социальных процессов и форм общественного сознания невозможно без анализа тех культурных текстов, которые общество продуцирует; только полное и нелицеприятное знание культуры о самой себе позволяет воспитывать социально ответственного гражданина, свободного от мифологических фантомов и хотя бы отчасти защищенного от идеологических манипуляций.

Основная цель исследования:
Изучение механизмов устной коммуникации, построения мифологического дискурса и ритуального поведения как констант культуры.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
Описание семантики фольклорно-мифологических мотивов (сюжетов, ритуальных практик), их инвариантов, региональных версий и текстопорождающих моделей; выявление дифференциальных признаков «фольклорного диалекта» как данности устной традиции, рассмотрение этнических культур в их региональных версиях, анализ мифологической картины мира в текстах фольклора, в массовом сознании, в политике и идеологии.

Основные ожидаемые фундаментальные и прикладные результаты исследования и их новизна:
Выявление универсальных моделей текстопорождения в ритуально-мифологических традициях на материале фольклорных записей и обрядовых практик из разных регионов Евразии, а также русского идеологического и квазиисторического дискурса XX – XXI века.
Разработка концепции текстопорождающей мифологической модели на материале, столь разнообразном в историческом и этнокультурном отношении, позволяет предложить новое решение проблематики, лежащей в основе дискуссии «универсалистов» и «антиуниверсалистов», не имеющей рационального разрешения.


Руководитель темы: Неклюдов Сергей Юрьевич, доктор филологических наук, профессор
Специфических требований к кандидатам, кроме общих требований к участникам конкурса, нет.




Динамические процессы в современном русском языке
Данная тема представляет собой междисциплинарный комплекс, объединяющий ряд областей лингвистики (социолингвистику, фонетику, морфологию, синтаксис, семантику), а также отдельные области смежных наук (социологии, психологии и т. п.). Взаимодействие социолингвистики с другими дисциплинами активно обсуждается в современной западной науке.

Основная цель исследования:
описать динамические процессы в современном русском языке и установить механизмы, обеспечивающие связь между изменениями культуры (цивилизационные процессы) и языка.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
проведение мониторинга изменений в современном русском языке на разных уровнях его функционирования: от грамматика и синтаксиса до речевого этикета.
описание вариативность русского языка в различных социолингвистических ситуациях в условиях языковых контактов в России и за рубежом;
выявление культурных и цивилизационных процессов, влияющих на бытование русского языка.

Основные ожидаемые фундаментальные и прикладные результаты исследования и их новизна:
планируется получить ряд результатов на стыке социолингвистики, русистики и общей теории языка, которые позволят интерпретировать динамические процессы в русском языке, что имеет не только дескриптивное, но и прогнозирующее значение.

Руководитель темы:Кронгауз Максим Анисимович, доктор  филологичеких наук, профессор.
Специфических требований к кандидатам, кроме общих требований к участникам конкурса, нет.
По всем вопросам, связанным с проведением конкурса, можно обращаться по адресу: karamzinefellowship@gmail.com (Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк)".

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.011 seconds, 11 queries executed ]