Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Форум — площадка для научных дискуссий и обсуждения академических проблем. Здесь принят стиль общения, соответствующий научному этикету. На форуме обсуждаются только профессиональные вопросы.

  • Вы не зашли.
  • Главная
  •  » Доска объявлений
  •  » Международная школа-конференция по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии "Концепции и методы в фольклористике и культурной антропологии к. XX-н. XXI в." (Москва, 5-11 мая 2016 г.)

#1 12-January-16 13:41:36

administrator
Administrator
Зарегистрирован: 18-September-15
Профиль

Международная школа-конференция по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии "Концепции и методы в фольклористике и культурной антропологии к. XX-н. XXI в." (Москва, 5-11 мая 2016 г.)

Российский государственный гуманитарный университет
Центр типологии и семиотики фольклора
5‒11 мая 2016 года

Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ проводит
XVI Международную школу-конференцию
по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии
Концепции и методы в фольклористике и культурной антропологии
(конец XX — начало XXI в.)

Обоснование темы. Период конца XX — начала XXI вв. стал временем трансформации и
слома ряда догматических представлений в той дисциплинарной области, которая занимается
фольклором, народной традицией, повседневной культурой, ритуальными практиками и стоящей
за всем этим картиной мира. Эта область включает в себя сразу несколько дисциплин
(фольклористку, этнолингвистику, культурную антропологию, этнологию), имеющих
собственную историю развития, методологию и источниковедческую базу, одновременно
осознающих свое родство по отношению к общему (или близкородственному) объекту
исследования и конкурирующих между собой на этом поле. Несмотря на разницу в методах и
взглядах на изучаемый объект, все эти дисциплины в конце XX в. осознали концептуальные и
методологические изменения в общей сфере исследования.
Во-первых, произошла ощутимая смена тематических приоритетов: почти исключительное
внимание к крестьянской культуре сменилось столь же почти исключительным вниманием к
постиндустриальным культурным формам и практикам, включая постфольклор / городской
фольклор, а позже – и интернет-лор.
Во-вторых, произошло размывание границ объекта исследования: фольклористы начали
«присваивать» себе те объекты изучения, которые несколькими десятилетиями раньше были
исключительной «привилегией» социологии, психологии, этнологии, лингвистики (например,
поведение нищих и других стигматических групп, язык рекламы, структурирование городской
среды и под.).
Если во второй половине XIX и начале XX в. исследования во многом сводились к
собирательской деятельности и старались ответить на вопросы «что?», то в середине и второй
половине XX в. исследовательское внимание было сосредоточено скорее на вопросе «как?»: как
функционирует текст, что «создает» его структуру? В 60-е гг. Алан Дандес призвал
антропологов и фольклористов перенести свое внимание с описания структуры текста на вопрос
«почему?»: почему происходят те или иные обряды, зачем внутри сообществ порождаются
фольклорные тексты и т.д. Таким образом, существование фольклора – это некоторая
необходимая функция сообщества, которую исследователям необходимо «разгадать». В рамках
этого направления фольклорный текст рассматривается как форма реакции на социальное или
политическое событие, которая в определенной степени формирует представления сообщества о
текущих процессах и отношение к ним (понятие «остенсии» в концепции Линды Дег и Эндрю
Вашони).
Таким образом, начало XXI в. ознаменовалось «антропологическим поворотом» в
фольклористике (как и в других гуманитарных науках второй половины XX в.) – интерес
сместился от фиксируемого исследователем текста к контексту его произнесения; от «взгляда
извне» к «взгляду изнутри» культуры; от описания моделей – или грамматики традиции – к
использованию этих моделей в реальной жизни ее носителей, от «простого» описания – к
«насыщенному», когда культурное событие изучается с трех сторон: что происходит, как люди
объясняют происходящее, какие культурные схемы обуславливают эти типы объяснения.
И наконец, накопленный материал по вербальным и акциональным формам дал
возможность количественных исследований и, соответственно, открыл дорогу вопросу о
верифицируемости результатов. Следствием этого стало бурное развитие методов и
инструментария, основанного на количественных и типологических подходах, применяемых в
корпусном анализе и при создании баз данных: картографирование, указатели сюжетов и мотивов,
автоматизированный анализ метрики и формульности, корреляционный анализ, кластеризация и
автоматическая классификация текстов, филогенетические реконструкции и многое другое.
Все это привело к переосмыслению концептуальных основ и методологической базы в
области фольклористики и культурной антропологии, начавшемуся в последних десятилетиях
XX в. и продолжающемуся в настоящее время.
В связи с этим на Школе предполагается обсудить круг проблем, связанных с теориями,
концепциями, качественными и количественным методами (как вновь появившимися, так и
старыми, но актуальными для этого периода) в фольклористике, социолингвистике и культурной
антропологии, определившими развитие науки конца XX — начала XXI в., например:

● «Антропологический поворот» в фольклористике: от текста к контексту
● Методы исследований вернакулярных практик
● Социология фольклора
● Количественные методы в антропологии и фольклористике
● Автоматическая и полуавтоматическая обработка массива текстов и его подготовка к
анализу
● Дигитализация материала и методы его описания
● Базы данных и способы представления материала
● Новейшие методики полевой работы
● Методология исследования политических публичных акций
● Методика корпусного анализа при изучении объектов фольклористики и антропологии
● Фальсифицируемость теории как гарант ее применимости
● Методы микроисторических исследований в современной антропологии

Во время работы Школы состоятся обучающие семинары по статистической обработке
фольклорного текста, работе с кросс-культурными антропологическими базами данных,
картографированию сюжетов, работе с сюжетными и мотивными указателями и др.
Формат Школы-конференции. Последние 12 лет Центр типологии и семиотики фольклора
РГГУ каждый год проводит Международные летние школы-конференции по культурной
антропологии, фольклористике и социолингвистике (http://www.ruthenia.ru/folklore/schools.htm). В
работе Школы-конференции участвуют исследователи из различных городов России и зарубежья.
Одной из задач Школы-конференции является интеграция молодых ученых из разных областей
гуманитарных и социальных наук в международное научное сообщество, знакомство с
междисциплинарными подходами, общение с ведущими специалистами.
Принять участие в Школе-конференции может любой желающий. Обращаем ваше внимание,
что для студентов, магистрантов и аспирантов существует и отдельный конкурс по задачам (см.
ниже.) Школа-конференция состоит из конференционной части (исследовательские доклады),
блока обучающих лекций и семинаров, направленных прежде всего на освоение методов, а также
презентации новых этнографических материалов. На Школе будут работать несколько секций,
каждая из которых будет открываться лекцией специально приглашенного докладчика (keynote
speaker’а). Доклады на конференции должны обязательно сопровождаться презентацией,
английским резюме и, по возможности, иллюстративными материалами. Рабочие языки —
русский и английский.
Для участников Школы-конференции, успешно прошедших конкурсный отбор,
предполагается оплата проживания и питания в Переславле-Залесском («Дом творчества
Кардовского»), а также трансфера из Москвы рано утром 5 мая и в Москву рано утром 11 мая.
Оргвзнос для участников конференции, едущих на полный срок, — 1300 руб. К сожалению, как
правило, мы не оплачиваем дорогу от места вашей учебы/работы до Москвы, но мы можем
обратиться к администрации вашего вуза с просьбой о содействии в оплате дороги и оргвзноса:
поэтому важно принять участие в конкурсе заранее, чтобы мы могли выслать все необходимые
бумаги.
Как принять участие в Школе-конференции. Каждый желающий принять участие в
Школе-конференции (включая молодых ученых) может подать:
● заявку на научный доклад в рамках предложенных тем; она должна представлять
оригинальное научное исследование;
● заявку на проведение обучающего семинара/лекции (от 1 до 3 занятий);
● заявку на проведение научно-развлекательного мероприятия (интеллектуальные игры)
и/или на демонстрацию этнографических материалов с комментариями.
Форма для подачи этих типов заявок находится здесь: http://goo.gl/forms/bZKsJOFEUl
● Студенты, аспиранты, молодые ученые (рекомендовано вниманию русскоязычных
аспирантов и студентов, не имеющих самостоятельных научных исследований) могут также
подать заявку на участие в Задачном конкурсе (вам будет предложение конкурсное задание). Для
этого необходимо подать заявку здесь: http://goo.gl/forms/JTnMmkm2XH
Можно подавать заявки на разные типы участия одновременно, кроме конкурса задач, который
рассчитан только на аспирантов и студентов, еще не имеющих самостоятельных исследований.
Сроки подачи заявок. Дедлайн для приема заявок — 18 февраля 2016 года. Решение
Отборочной комиссии будет принято 23 февраля 2016 года. Сроки проведения Задачного
конкурса: с 15 января — по 15 февраля 2016 года (задачи и инструкции будут вам высланы после
заполнения анкеты). Детали процедуры подачи можно найти внутри анкеты. Если при заполнении
анкеты вы выбрали задачный конкурс, то файл с конкурсным заданием вы получите в течение 3
дней. Обращаем внимание студентов и аспирантов: если вы не набрали достаточно баллов по
задачному конкурсу, у вас еще остается возможность подать на исследовательский конкурс.
Сроки и место проведения Школы-конференции. Открытие Школы — в РГГУ, Москва,
место проведения — «Дом творчества Кардовского», г. Переславль-Залесский, 5‒11 мая 2016 г.
Публикация материалов Школы. Тезисы лекций и докладов будут размещены на сайте
«Фольклор и постфольклор: структура, типология и семиотика», а также опубликованы в виде
книги (индексируемой в РИНЦ) и представлены участникам. После Школы планируется
выпустить сборник статей по итогам Школы.
Контакты. Всю актуальную информацию о Школе-конференции вы можете найти на
сайте http://www.ruthenia.ru/folklore. Перед тем как написать письмо с вопросом Оргкомитету,
прочитайте рубрику «Часто задаваемые вопросы» на странице Школы.
http://www.ruthenia.ru/foklore/Ls15.htm. Задайте ваши вопросы координаторам Школы-
конференции Александре Архиповой и Наталье Петровой по адресу ctsfschools@gmail.com
Оргкомитет Школы-конференции. С.Ю. Неклюдов, А.С. Архипова, Н.С. Петрова,
О.Б. Христофорова, Е.Е. Левкиевская, Д.С. Николаев, Н.В. Петров, Н.Н. Рычкова, М.И. Байдуж,
С.А. Бурлак, Д.А. Радченко, Е.К. Малая, Д.С. Рыговский.


Вложения

Неактивен

 
  • Главная
  •  » Доска объявлений
  •  » Международная школа-конференция по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии "Концепции и методы в фольклористике и культурной антропологии к. XX-н. XXI в." (Москва, 5-11 мая 2016 г.)

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.007 seconds, 11 queries executed ]