Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Форум — площадка для научных дискуссий и обсуждения академических проблем. Здесь принят стиль общения, соответствующий научному этикету. На форуме обсуждаются только профессиональные вопросы.

  • Вы не зашли.

#1 30-August-10 00:33:31

Y.Vetutnev
Участник
Зарегистрирован: 15-August-09
Профиль

Коллективная монография по культурной ритмологии. Заявки до 25 сентября 2010 г.

Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в работе над коллективной монографией под рабочим названием «Ритмы: очерки по культурной ритмологии». Монография будет сдана в печать в начале 2011 г. Организаторы научно-исследовательской группы в рамках проекта «Интеллектуальные среды» в течении 8 месяцев вели коллегиум «Ритмы», на котором была выработана концепция монографии. Предполагается, что авторы ориентируются на ее положения:
 
1. Общие положения. Ритм представляет собой динамический аспект порядка (культурных порядков). Возникновение ритма в культуре связано с потребностью и способностью человека к различению как способу формирования реального. Первое различение, которое производит человеческая психика, − это бинарное различение на «Я» и «не-Я». Мы имеем здесь базовое, возвратно-колебательное движение внимания, подобное биению сердца. Далее, «не-Я» рождает дихотомии «Свое-Чужое», «Тело-Душа» и множество других бинарных оппозиций,  фундирующих собой структуры языка. Возникший впервые как внутренний психо-физиологический по своей природе ритм экстериоризируется в ритуале, давая жизнь культурным ритмам человеческих сообществ.
И природные, и культурные ритмы бинарны. Бинарная структура – фундаментальный ритм, на него накладывается множество других ритмических фигур, которые, сплетаясь между собой, образуют полиритмический рисунок культурной реальности, т.е. реальности культур разных масштабов: от цивилизаций до небольших групп. Фундаментальный ритм колебания становится метром для ритмического рисунка, мерой культурной реальности. Метр – это прошлое ритма. Метр задает размерность культурного ритма, которая формирует размерность восприятия и мышления человека данной культуры. Современные ритмы урбанистической  индустриальной культуры становятся несоразмерными человеку. 
Жить сообща – значит жить в едином времени, в основе которого единый ритмический рисунок, т.е. конфигурация ритмом способов жизнедеятельности группы. И наоборот, жизнь в различных ритмах крайне затрудняет коммуникацию, а в перспективе делает ее невозможной. Согласованность действий в повседневной жизни, в трудовой деятельности предполагает единообразие отсчета времени. Проблема синхронизации индивидуальных и групповых ритмов решается путем выбора эталонного ритма; это может быть речитатив, музыкальный ритм, астрономические явления, колебательный процесс и т. д. Культура предстает как совокупность «машин синхронизации» ритмов, пронизывающих реальность от локального человеческого уровня до сверхисторического.
2. Основные понятия.
Ритм (от греч. ρυθμός) – понятие, обозначающее в различных отраслях науки и видах искусства состояние какого-либо процесса, характеризующееся прерывностью (дискретностью) и повторяемостью.
Ритмическая машина – любое искусственное устройство (как материальное, так и нематериальное), генерирующее ритмичный процесс или придающее ритм неритмичному процессу.
Ритмический рисунок – организация ритмического процесса, характеризующаяся определенной степенью сложности. Простейшим ритмическим рисунком является метр, представляющий собой равномерное чередование чего бы то ни было во времени (например, долей в музыке) и в пространстве (например, элементов орнамента). Метр может служить основой для сложно организованного полиритмического процесса. Сложный ритмический рисунок организован как чередование различных элементов (длительностей, фигур, действий и т. п.).
Полиритмия - наложение двух и более ритмов внутри одной системы.
Синхронизация – процесс приведения в соответствие двух и более ритмов.
Темп – скорость протекания ритмического процесса.
Фаза ритма – элемент любого процесса, повторение или вариации которого организуют этот процесс как ритмический.
Кризис – момент завершения состояния в ритмическом процессе, создающий возможность начала нового состояния.
3. Примерный круг проблем.
- Проблема конфликта ритмов (крайняя форма — масштабная дисритмия культуры);
- Избыточная ритмическая доля (проблема лишнего элемента, дающего «сбой» ритма»);
- Недостающая ритмическая доля (как следствие — невыполнение ритмом важной функции);
- Ложный норматив размерности (конструирование ритма, основанного на неверном представлении о возможностях человека);
- Усталость (эффект десинхронизации ритмических рисунков, постепенно накапливающееся состояние неспособности к действию);
- Нехватка ритмической компетенции (способности правильно встраиваться в ритм);
- Неуместность или несвоевременность совершаемых действий;
- Проблема «эвритма» (поиска оптимального, эталонного ритма, максимально способствующего сохранению целостности).
4. Задачи исследования.
- Идентификация – выявление ритмических аспектов социокультурной реальности в ее различных сферах;
- Проблематизация – обнаружение конфликтов, помех и противоречий в ритмической организации социума;
- Концептуализация – поиск адекватного языка для описания ритмических процессов.
Предполагаемая структура исследования (монографии):
- История идеи ритма (формирование и эволюция идеи ритма в философии и науке);
- Теоретические аспекты культурной ритмологии (природа и источники ритма, ритм и лад, ритм и такт, ритм и время, ритм и цикл и т.д.);
- Практические аспекты ритмологии (ритмы психики, поведения, мышления, истории, политики, экономики, искусства и др. областей культуры).
Для участия в монографии нужно до 25 сентября 2010 года сообщить сведения об авторе (ФИО, ученая степень, место работы и должность) и тему предполагаемой главы (глав) по адресам электронной почты romanklenov@gmail.com, andre_mak@mail.ru. В случае утверждения темы срок представления материала (объемом около 1 п.л.) – ноябрь 2010 г. По этим же адресам вы можете направлять свои вопросы и предложения.

Отредактированно Y.Vetutnev (31-August-10 12:17:26)

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.007 seconds, 13 queries executed ]