Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Форум — площадка для научных дискуссий и обсуждения академических проблем. Здесь принят стиль общения, соответствующий научному этикету. На форуме обсуждаются только профессиональные вопросы.

  • Вы не зашли.

#1 4-May-09 11:20:30

L.Nikiforova
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Практическая культурология

ПЕРВАЯ ГЕРЦЕНОВСКАЯ ШКОЛА ПРАКТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

23 апреля 2009 года в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена прошла Первая Герценовская школа практической культурологии.
Идея школы заключалась в том, чтобы понять, как может культурологическое знание быть основой практической деятельности (и может ли, а если да, то занимаются ли этим сами культурологи). Нам хотелось поразмышлять над тем, что может делать культуролог, как правило, вузовский преподаватель, кроме чтения книг и лекций. Мы решили попытаться преодолеть аристократизм культурологии и культурологов, гордо сознающих значимость своей науки, несмотря на то, что другие (и коллеги-гуманитарии, и широкая публика, и власть) не только не разделяют это мнение, но часто не догадываются о существовании нашего научного поля. Мы опасаемся, что у культурологов сегодня мало  аргументов для объяснения значимости своей профессии в ситуации, когда объемы преподавания культурологических дисциплин неуклонно сокращаются.
Практическую культурологию предлагается понимать широко: в максимальном спектре культурологических теорий и методов, в максимальном разнообразии практик. Отличительный признак – осознанное использование теоретических моделей культурологии для решения конкретно поставленных задач.
Слушателями школы стали участники Третьего собрания Научно-образовательного культурологического общества (НОКО). «К доске» встали коллеги – вузовские преподаватели, рискнувшие поделиться опытом, который может стать прецедентной базой практической культурологии.
Е.В. Луняев, ученый секретарь Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии и старший преподаватель кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ, рассказал о создании Научно-практического студенческого туристского центра «Музейный квартал». Проект был инициирован студентами кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ, его реализация началась в 2008 году. Проект направлен на создание нового актуального туристского продукта на участке квартала в историческом центре Санкт-Петербурга, ограниченного Исаакиевской площадью, Конногвардейским бульваром, Крюковым каналом и набережной реки Мойки. Проект предполагает создание и регулярное проведение серии авторских экскурсионных тематических маршрутов «Пешие прогулки для горожан», основной аудиторией которых станут жители Адмиралтейского района и других районов Санкт-Петербурга, а также гости нашего города. Проект «Музейный квартал» реализуется как опыт эстетического и культурологического постижения пространства Петербурга и будет интересен широкой аудитории слушателей. Несомненна социальная значимость проекта: с одной стороны, улучшение качества досуга жителей Адмиралтейского района через распространение моды на пешие прогулки; повышение привлекательности территории обозначенного участка исторического центра Санкт-Петербурга; с другой - создание условий для закрепления выпускников гуманитарных кафедр в профессии.
Проект «Музейный квартал» воплощает идею интеллектуальных прогулок и не имеет аналогов по форме подачи материала на туристском рынке Санкт-Петербурга. Проект осуществляется Научно-практическим центром «Музейный квартал» (на базе кафедры музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета) совместно с Музеем-памятником «Исаакиевский собор», Центральным музеем связи имени А.С. Попова, Государственным музеем истории религии и Музеем В.В. Набокова, при участии Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Более подробная информация о проекте и контакты организаторов доступны на веб-сайте www.museum-city.ru.
Рассказ Е.В. Луняева, презентация с информационными материалами, демонстрация видеосюжета о проекте «музейный квартал», прошедшая по каналу НТВ, вызвали заинтересованное обсуждение слушателей. Дискуссия развернулась по поводу того, можно ли реализовать подобную идею в другом городе, не только в Петербурге, где каждый квартал может стать музейным, особенно в «молодом городе». Слушатели говорили о том, что подобная инициатива может быть воспринята турфирмами как ненужная конкуренция, может вызвать агрессивную реакцию, и советовали продумать формы защиты своего интеллектуального продукта. 
А.В. Венкова, заместитель директора по науке Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии, доцент кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена, продемонстрировала собравшимся возможности интернет-портала «Российская культурология». Проект существует с ноября 2008 года, его официальное открытие состоялось на Втором Российском культурологическом конгрессе. Включает две взаимосвязанные части.  Первая — это база данных культурологов России, состоящая из персональных страниц ученых, где размещены сведения об академических регалиях, приоритетных направлениях исследований, проектах и публикациях. Вторая — научный форум, позволяющий проводить интернет-конференции, публиковать интернет-доклады, обсуждать актуальные проблемы развития культурологического знания.
Основная практическая задача, которую ставили пред собой разработчики и авторы концепции – организация виртуального общения ученых-гуманитариев. Помимо этого решались следующие практические задачи:
- сделать общение ученых более тесным и непрерывным;
- создать среду, которая бы обеспечивала ученых информацией по основным направлениям их профессиональной деятельности, предоставить  возможность использовать виртуальные площадки для общения по этим направлениям;
- создать палитру инструментов, облегчающих теоретическую и практическую работу культурологов. К таким инструментам относятся: возможность публикации информации о себе и получения информации о других ученых; расширенный поиск по базе данных с возможностью построения сложного запроса; различные форматы профессионального и личного общения, в том числе в реальном времени (форумы, чат, система личных сообщений); возможность проведения интернет-конференций; инструменты для публикации научных работ; видеотрансляция научных мероприятий; работа с интерактивной «культурологической картой». Проект в целом призван способствовать объединению сил активно работающих современных ученых-гуманитариев.
Демонстрация возможностей портала заинтересовала слушателей «Школы», оказалось, что не все знали о существовании сетевого сообщества «Российская культурология» и немногие представляли широту возможностей, предоставляемых зарегистрированным участниками сетевого сообщества.
Т.Б. Антипова, старший преподаватель кафедры теории и истории искусства Государственного  института  искусств и культуры (г. Волгоград), член Союза художников, поделилась опытом работы художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам при Администрации Волгоградской, который был создан в 2002 году после принятия сначала Федерального, а затем регионального законов «О народных художественных промыслах».  Художественно-экспертный совет сегодня это не столько инстанция контроля, но ресурс поддержки и восстановления традиционных промыслов и ремёсел. Волгоградская область не обладала промыслами «всесоюзного» значения, какими были Хохлома, Мстера или Палех, которые на протяжении ХХ века имели государственную поддержку и превратились в своеобразный брэнд России.  Но это не означает, что в Волгоградской области не было своих традиций и мастеров, однако в силу ряда причин к концу ХХ века, многие традиции были утрачены, забыты, оставлены. В тоже время людей, желающих заниматься ремеслом и зарабатывать, достаточно.
Деятельность экспертного совета отчасти напоминает процесс, который в конце XIX века был инициирован историками, этнографами, художниками, меценатами, проявлявшими интерес к крестьянским кустарным промыслам. Главное же отличие в том, что  деятели рубежа XIX- ХХ веков создавали некий универсальный национальный стиль, «спрямляя» реальное многообразие традиционных изделий и приемов работы. Сегодня специалисты экспертного совета стараются возродить традиции «кормящего ландшафта» во всем возможном многообразии локальных традиций. Этот процесс сегодня зависит не только от ремесленных навыков мастеров, но и от знаний о традициях места, где возник  тот или иной промысел. Кроме того, сегодня промысловик практически не может рассчитывать на государственную поддержку, должен опираться, прежде всего, на собственные силы и возможности, желая  иметь дополнительный заработок. Деятельность по возрождению народных промыслов предполагает сегодня наличие культурологических навыков исследования традиционной культуры, структурно-функциональных исследований культуры, позволяющих восстановить «цепочку» взаимосвязей, способствующих раскрытию творческого потенциала мастеров.
Работа совета носит организационный, рекомендательный, исследовательский и обучающий характер. Она связана скорее с воссозданием и возрождением забытых традиционных методов работы, в этом деле специалисты экспертного совета оказываются более сведущи, нежели мастера их глубинки. Работа совета происходит в форме заседаний, семинаров, мастер-классов, выставок, конкурсов, ярмарок. В них участвуют мастера и  ремесленники, поставившие перед собой цель открыть собственное предприятие, а так же люди, объединённые любовью к традиционной народной культуре и использованию в своей работе природных материалов, существующих на территории Волгоградской области.  В прошедшее время специалисты совета побывали в 25-ти из 33-х районов Волгоградской области, благодаря этой помощи многие мастера смогли выйти на новый художественный уровень и, вместе с тем, на российские и зарубежные рынки, составить конкуренцию универсальному сувенирному ширпотребу.
Рассказ Т.Б. Антиповой сопровождался презентаций фотографий и вызвал заинтересованное обсуждение. Говорили о том, что возрождение традиционной культуры сегодня во многом является сегодня сферой деятельности профессионалов, именно они оказываются знатоками традиции. От них, в конечном счете, зависит как сама возможность со-хранения традиционной культуры, так и направленность этого процесса. Обсуждался также вопрос о том, как представленный опыт может быть использован в различных регионах России.
Л.В. Никифорова, доцент кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Гер-цена и координатор Первой Герценовской школы практической культурологии, провела мастер-класс «Культурное пространство университета: технологии культурологической экспертизы» и поделилась способом «открытия» студенческой мифологии университетского пространства. Все началось с необходимости заинтересовать культурологией студентов факультета географии. Для обсуждения отличий географического пространства от культурного была разработана модель описания культурного пространства с опорой на научную традицию концептуализации этого понятия. Предложив студентам описать в предложенной модели культурное пространство университета, преподаватель получил (поначалу, неожиданно для себя) интереснейший материал студенческой мифологии, который не только дает повод улыбнуться, но и заставляет о многом задуматься. Во-первых, методика дает de facto уникальную возможность целостного видения культурного пространства университета глазами студентов, которой не обладает руководитель de jure. Собранный материал, пользоваться которым следует чрезвычайно бережно, дает возможность корректировать планы по благоустройству или реконструкции территории, разрабатывать артефакты корпоративной культуры, может быть использован в творческой жизни университета. Да и само знакомство с таким материалом становится событием.
Предложенная технология культурологической экспертизы (название предложено по аналогии с концепциями гуманитарной экспертизы) может быть использована в любом сообществе, не только в университетском. Особенность же заключается в том, что нельзя использовать модель описания культурного пространства в чистом виде, каждый участник культурологической экспертизы должен непременно ее продумать и понять сам  - личный опыт размышления над культурологической концепцией является обязательным компонентом работы. Предложенная разработка может стать примером операционализации культурологических концепций.
Как выяснилось на практике, представленная методика обладает незапланированными эффектами. Проведение такого занятия существенно и позитивно меняет отношение к культурологии как учебному предмету. Сама методика операционализации культурологической концепции обладает ощутимым эвристическим потенциалом.
В ходе мастер-класса слушателям было предложено составить свое описание культурного пространства университета. Участники «школы» испытали на себе объединяющий эмоциональный эффект такого занятия, ощутили и обсудили его эвристические возможности. Участники школы, профессора и доценты, молодые преподаватели и аспиранты,  дружно хохотали, слушая некоторые студенческие заметки о культурном пространстве. Обсуждение сосредоточилось вокруг двух основных проблем – самой концепции культурного пространства, проложенной в основу модели описания, и возможностей подобного «перевода» других культурологических концепций и категорий.
Все выступления были выслушаны с неподдельным интересом, вызвали много вопросов, и, судя по отзывам, пробудили желание к практическим культурологическим действиям. 
Мы постараемся сделать Школу практической культурологи регулярным мероприятием, ждем идеи и проекты, предложения и конструктивную критику. Для того чтобы собрать культурологов на новые уроки практической культурологии, скажем, через год, начинать готовиться надо уже сейчас.

Никифорова Лариса Викторовна, координатор Первой герценовской школы практической культурологии

Полные версии презентаций:

Никифорова Л. В. Культурное пространство университета: технология оперативной экспертизы

Луняев Е. В. Кафедра музейного дела и охраны памятников СПбГУ: опыт создания Научно-практического студенческого туристского центра "Музейный квартал"

Антипова Т. Б. Возрождение традиционных промыслов как культурологическая инициатива: опыт работы художественно-экспертного совета при администрации Волгоградской области


Вложения

Отредактированно L.Nikiforova (4-May-09 22:58:33)

Неактивен

 

#2 7-May-09 11:27:47

A.E.Kotelvas
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Очень хочу принять участие в этом мероприятии в следующий раз.
Я изучаю образы российских предпринимателей в масс-медиа и занимаюсь бизнес-консалтингом в области персонального брендинга.
Есть опыт теоретической систематизации проблем прикладной культурологии, взаимодействия теории и практики, академического и менеджериального дискурсов.

Искренне Ваш,
Алексей

Неактивен

 

#3 7-May-09 21:41:41

L.Nikiforova
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Алексей Евгеньевич!
Мы будем рады новым участникам.   
Но какое отношение бизнес-консалтинг в области персонального брендинга имеет к культурологии?
Л.В. Никифорова

Неактивен

 

#4 15-May-09 12:49:08

levinazhe
Участник
Зарегистрирован: 4-December-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Уважаемые коллеги!
Как стать учеником вашей школы?
Ж.Е.Левина.

Неактивен

 

#5 15-May-09 21:40:22

L.Nikiforova
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Уважаемая Жанна Ефимовна!
Мы известим всех членов сообщества о следующей Школе, и тогда можно будет к нам присоединиться.
А пока предлагаем здесь обмениваться опытом и обсуждать возможные формы практического приложения культурологических знаний "в мирных целях".
А как у Вас в Омске обстоят дела, если не с практической, то с прикладной культурологией?

Неактивен

 

#6 16-May-09 20:24:10

A.E.Kotelvas
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Теория: образ предпринимателя в российских деловых медиа (социокультурное измерение).
Практика: консультирование первых лиц российских предприятий по построению персонального бренда.
Добро пожаловать в мир практической культурологии )).

Искренне Ваш,
Алексей Назимко

Неактивен

 

#7 27-May-09 07:34:26

L.Nikiforova
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

A.Nazimko пишет:

Теория: образ предпринимателя в российских деловых медиа (социокультурное измерение).
Практика: консультирование первых лиц российских предприятий по построению персонального бренда.
Добро пожаловать в мир практической культурологии )).

Искренне Ваш,
Алексей Назимко

Алексей Евгеньевич!
Развейте мои сомнения.
Когда идет процесс конструирования персонального брендинга, который, допустим, назовем культуротворческой деятельностью, субъектом этой деятельности выступает брэндмэйкер. А кто тогда предприниматель и потребители, во имя которых, согласно рыночным теориям, они все ночами не спят?
Мне кажется, что образ предпринимателя - это не теория, он не может быть концептуальной основой деятельности. Это в лучшем случае инструмент. Теория же - Бодрийяровские симулякры.
Честно говоря, мне брэндинг представляется грандиозной симуляцией культуротворческой деятельности.

Неактивен

 

#8 27-May-09 11:45:34

A.E.Kotelvas
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Не существует деления на культуротворческую деятельность и просто деятельность. Это мне напоминает фашистскую классификацию рас: культурсозидающие, культурподдерживающие и культурразрушающие  :) . На самом деле любая социальная практика имеет культурное измерение (а ещё социальное, эстетическое, историческое и др.). Так, брендинг имеет измерение, связанное с культурой потребления, медиакультурой и т. д.  Конструирование образа предпринимателя тесным образом связано с управленческой культурой, экономической культурой и т. д. Каждый из упомянутых разделов содержит в себе целый ряд теорий, ни в одной из которых Симулякр Бодрийяра не является лидирующим  ;) . Обнаружение взаимосвязи между фундаментальной теорией и конкретной социальной практикой и составляет область любой прикладной науки.

Разумеется, можно пойти по другому пути, ограничив прикладную культурологию музеями. Это самый верный способ превратить в музейный экспонат само академическое сообщество.

Неактивен

 

#9 28-May-09 15:30:23

K.Antonyan
Участник
Зарегистрирован: 6-December-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Прикладной аспект науки.
Был у меня семинар со студентами, где мы затронули тему научной этики и является ли наука, претендующая на объективное знание о мире, что называется, «вне добра и зла». Вспомнили в частности фашистскую Германию, где проводились эксперименты над людьми. В научных целях. Исследовали возможности человеческого организма нечеловеческими способами.
Любая деятельность человека по преобразованию окружающего мира считается «культурной», в том числе и разрушительная. Но культура существует только при наличии человека, который наделяет окружающий мир смыслами и ценностями. Так что от человека, его сознательности и осознанности и зависит, какая деятельность будет культурной (созидающей что ли..), а какая деструктивной (хотя, безусловно, тоже «культурной»).

Что касается брендинга – интересная тема и актуальное приложение культурологии для решения практических задач. «Режим актуальности» назвал свою книгу В.Савчук. Вот и брендинг, что называется, в "режиме актуальности".
Почему бы и нет. Тоже симптом эпохи)

Неактивен

 

#10 28-May-09 20:46:39

A.E.Kotelvas
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Фразу "симптом эпохи" возьму на вооружение.
И книгу Савчука надо почитать. Я очень хорошо отношусь к этому исследователю, дважды участвовал в его конференции по медиафилософии :).

Неактивен

 

#11 29-May-09 08:44:17

N.Serov
Участник
Зарегистрирован: 26-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

"Практическую культурологию предлагается понимать широко: в максимальном спектре культурологических теорий и методов, в максимальном разнообразии практик. Отличительный признак – осознанное использование теоретических моделей культурологии для решения конкретно поставленных задач".

Любая теория и/или метод могут считаться практическими при условии претензии на прогностическую валидность. Есть ли таковая у культурологии?

Неактивен

 

#12 29-May-09 14:25:31

A.E.Kotelvas
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Спасибо за реплику, Николай Викторович!
Это действительно важная проблема, о которой почему-то почти никогда не говорят.

Я думаю, что все отрасли социогуманитарного знания имеют схожие методологические проблемы с прогнозированием. Обычно прогноз осуществляется или по принципу фиксации тенденции ("если рост ВВП продолжится такими же темпами, то к 2010 году..."), или по принципу аналогии ("кризис уже был во времена Великой депрессии и в 1998-м, и люди вели себя так-то...").

Оба подхода ограничены. Во-первых тенденция может измениться, могут произойти непредвиденные события, которые приведут к самым неожиданным последствиям. Во-вторых, любая аналиогия условна, так как сравнению подлежат объекты, удалённые во времени и пространстве. Даже экономическая наука, более точная по сравнению с гуманитарными дисциплинами, не может претендовать на абсолютно точное прогнозирование.

Таким образом, любой прогноз несовершенен, так как несовершенны сами когнитивные механизмы. Но в рамках ограниченной человеческой природы и научного познания культурология может опираться на те же две логические линии прогнозирования. (Возможно, существуют другие можели прогнозирования, и я буду благодарен коллегам за дополнения и контраргументы).

Здесь ещё можно было бы сказать об идеалах научного знания: созерцательность, сомнение. Ведь принятие теоретической модели как основы для прогнозирования означает веру в модель. А это уже противоположность сомнению. Это заставляет нас усомниться в самой возможности существования прикладной науки как науки. Но это совсем другая проблема и её решение выглядит очень неоднозначно.

Неактивен

 

#13 29-May-09 15:24:35

N.Serov
Участник
Зарегистрирован: 26-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

"принятие теоретической модели как основы для прогнозирования означает веру в модель"

А может ли наука основываться на вере? И есть ли какая-либо модель в культурологии?
И, вообще говоря, быть может, - вопреки вере - следовало бы учитывать факты?

Неактивен

 

#14 29-May-09 15:36:51

A.E.Kotelvas
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Поскольку Вы сами жаждали методов прогнозирования, то их фундаментальное несовершенство (везде, не только в культурологии) остаётся лишь принять.
Что касается вечного спора, "является ли культурология наукой", то вынужден от него дистанцироваться. В сообщесте культурологов это просто контрпродуктивно.

Искренне Ваш,
АН

Отредактированно A.Nazimko (29-May-09 22:05:30)

Неактивен

 

#15 29-May-09 18:08:50

N.Serov
Участник
Зарегистрирован: 26-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

А не адекватнее было бы попытаться сменить метод, Алексей Евгеньевич? Не будем же мы абсолютизировать наше несовершенство. А о том.  культурология ли наука, говорить, в самом деле, не приходится, пока мы живем по "физике" Аристотеля.

Главное, что меня настораживает, - все у нас почему-то считают, что не их это дело - поиск и/или верификация новых методологий, к каковой я естественно отношу хроматизм.

Ведь и верить можно по разному, как например, верил Лысенко, или верит Дубровский; а можно верить и в опыт наших предков, в тысячелетнее развитие культуры.

Неактивен

 

#16 29-May-09 18:29:57

B.Bozhkov
Administrator
Откуда: St.-Petersburg
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: Практическая культурология

N.Serov пишет:

... А о том,  культурология ли наука, говорить,...

Ах, Николай Викторович, старикашка Фройд смеется и бьет в ладоши на небесах! Как же он был прав про оговорки...
Вы ведь и сами поди не заметили, что поставили совершенно старую проблему даже не просто совершенно по-новому, и даже и не поставили, а просто сразу решили...

Неактивен

 

#17 29-May-09 18:53:42

N.Serov
Участник
Зарегистрирован: 26-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Как мне кажется, Борис Олегович, проблема - даже с позиций иронии, и тем паче, остраненности, - может быть решена лишь в сообществе.  Поэтому, здесь скорее нужен был бы Юнг, - и с анализом фрейдовских заблуждений. и с коллективным бессознательным, и с его скепсисом по отношению к возвеличиванию наших методов познания, и разумеется, с его верой в истинность того, что мы так бездарно игнорируем. Когнитивизм себя не просто изжил, он уже оказывается для нас той стезей, что ведет обратно... Но не к себе, а вопреки себе... Что это, - я боюсь говорить. ибо пока еще верю в разумность человеческую.

Неактивен

 

#18 30-May-09 14:52:53

B.Bozhkov
Administrator
Откуда: St.-Petersburg
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: Практическая культурология

N.Serov пишет:

Как мне кажется, Борис Олегович, проблема - даже с позиций иронии, и тем паче, остраненности, - может быть решена лишь в сообществе.

Николай Викторович, мне кажется, что мы отошли от темы, может откроем другой топик и там попробуем обсудить это?
Я даже готов открыть для этого новый раздел - что-то вроде "Обсуждение актуальных проблем" - навскидку - наверное можно и точнее сформулировать.

N.Serov пишет:

ибо пока еще верю в разумность человеческую.

Вы серьезно?
Разрешите процитировать Ницше (по памяти) - "Железная необходимость есть вещь, относительно которой весь ход истории убеждает, что она не железна и не необходима"
Примерно то же с разумностью...

Неактивен

 

#19 2-June-09 14:18:04

B.Bozhkov
Administrator
Откуда: St.-Petersburg
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: Практическая культурология

По просьбе Татьяны Васильевны Мордовцевой выкладываю текст ее доклада "Культурология в России: образовательный проект исследования локального места культуры"


Вложения

Неактивен

 

#20 3-June-09 21:56:55

N.Serov
Участник
Зарегистрирован: 26-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Замерз на даче - в городе все равно лучше, - не отвечу по существу, так хоть согреюсь.  Про Ницше не буду, ибо его памятник так и не смог сбросить те памятники, но пьедесталах которых он собирался воздвигнуть свой. Я же пытаюсь сохранять все без исключения памятники в едином концепте развития культуры (кстати о памятниках: http://www.bankfax.ru/page.php?pg=60799).

...на мой взгляд, все правы, несмотря на то, что взгляд этот (мой, то есть) субъективен и вряд ли будет воспринят сегодня как нечто разумное, вечное... Поэтому-то мне и пришлось почти полвека назад взяться за то, что может этот субъективный взгляд подтвердить или опровергнуть.

И что? Опять же, на мой взгляд, - получилось: каноны и/или идиомы тысячелетиями воспроизводились человеком, т.е. объективировали тот самый субъективизм, с которого я и начинал. А это - не просто претензия на теорию и прикладное значение полученных моделей (социума, человека, пространства, времени. информации етс), но и - при их строго научной верификации сообществом - возможность создания прогностических вариантов культурологии.

А "Обсуждение актуальных проблем" было бы просто замечательным, если бы хроматизм стал актуальным, ибо кроме этой темы, как мне кажется, более актуального сегодня ничего нет. Но, Борис Олегович, это ведь мне так кажется, а  люди всякие нужны, люди всякие важны. Был у меня случай: на одном из Советов по психологии ставился вопрос о верификации  хроматизма как актуальной тематике, но тут воспротивилась одна их присутствующих: А почему это работа Серова будет утверждена, а моя - чем хуже?  Тему понятно, не утвердили, но оказалось, что конкурентом хроматизму выступала сказкотерапия.

Нет пророков в своем отчестве (времени).

Поэтому, если мы даже начнем предложенную Вами тему, то всегда найдутся сказкотерапевты, для которых рассказывать сказки важнее, чем заниматься наукой.

Неактивен

 

#21 6-June-09 19:11:15

L.Nikiforova
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Цитирую Н.А. Серова: "Любая теория и/или метод могут считаться практическими при условии претензии на прогностическую валидность. Есть ли таковая у культурологии?"

Без сомнения, проблема прогностического потенциала культурологии (как и любой гуманитарной науки) очень важна. Как известно, нет ничего лучше хорошей теории или, добавим, увлекательной утопии.
Можно (и нужно) заняться созданием научной теории будущего, а затем приняться воплощать ее в жизнь. Затем, правда, придется удивиться, почему не получается...
Однако школа практической культурологии ставила другие задачи. Обменяться  опытом и понять, есть у культурологии практический смысл? Или все это башня из слоновой кости, в которой мы прячемся от актуальных проблем и парадоксов современной культуры.
Относительно теории хроматизма. Может ли он быть применен на практике? Как?

Отредактированно L.Nikiforova (6-June-09 19:12:55)

Неактивен

 

#22 6-June-09 20:48:03

N.Serov
Участник
Зарегистрирован: 26-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Есть утопии, Лариса Викторовна, а есть опыт человечества. В самом деле, все мы помним футурологию, рожденную нашим рацио, когнициями. самоуверенностью...  Помним, и чем все это кончалось...

Может ли хроматизм применен на практике? Как? - Нормально. АМИ  позволяет понять себя. а дальше уже дело вкуса. Но главное, манипулировать понимающим себя человеком уже будет невозможно ни политикам, ни прочим манипуляторам от "современной науки".

Поэтому, как мне кажется, если и обмениваться опытом, то предпочтительнее все же на уровне архетипических представлений и/или их воспроизводимых человечеством предикатов.

Неактивен

 

#23 9-June-09 19:12:52

B.Bozhkov
Administrator
Откуда: St.-Petersburg
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: Практическая культурология

N.Serov пишет:

...Поэтому, если мы даже начнем предложенную Вами тему, то всегда найдутся сказкотерапевты, для которых рассказывать сказки важнее, чем заниматься наукой.

Николай Викторович, формат форума хорош тем, что сказкотерапевты не имеют здесь власти и не могут повлиять на "утверждение тем"...
... Размыляю над новым разделом, для того чтобы перенести туда не относящиеся к теме топика сообщения...

Неактивен

 

#24 9-June-09 21:59:51

N.Serov
Участник
Зарегистрирован: 26-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Был бы рад помочь, Борис Олегович, но не представляю как...

Неактивен

 

#25 9-June-09 22:43:47

B.Bozhkov
Administrator
Откуда: St.-Petersburg
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Re: Практическая культурология

N.Serov пишет:

Был бы рад помочь, Борис Олегович, но не представляю как...

Спасибо, Николай Викторович, я справлюсь

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.018 seconds, 14 queries executed ]