Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Форум — площадка для научных дискуссий и обсуждения академических проблем. Здесь принят стиль общения, соответствующий научному этикету. На форуме обсуждаются только профессиональные вопросы.

  • Вы не зашли.

#26 1-July-09 10:52:13

flieraya
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Дорогие коллеги!
Я позволю себе включиться в дискуссию по поводу функциональных возможностей прикладной (в данном случае названной практической) культурологии с неожиданным вопросом: а существует ли какая-то иная культурология?
Поясню этот вопрос следующим соображением. Я полагаю, что всю совокупность наук о культуре стоит разделить на три группы. Это философия культуры, изучающая культуру как умозрительную категорию, как наиболее общий способ коллективного существования людей, и осуществляющая обобщения на этом предельно умозрительном уровне. Это академическое культуроведение (комплекс культуроведческих наук – история культуры, этнография, археология, филология, искусствознание и пр.), изучающее культуру, напротив, как сугубо эмпирическое явление с целью описания и атрибуции конкретных культурных объектов и выявления уникальных признаков каждого и производящее обобщения на этом конкретно-историческом уровне. И, наконец, культурология, аналитически моделирующая культуру в качестве культурных типов, выстраиваемых на различных основаниях, изучающая эти модели с целью реконструкции (естественно тоже аналитической) культурных процессов и технологий, с помощью которых были получены те или иные культурные результаты и проводящая обобщения преимущественно на этом типологическом уровне. (В среде культурологов достаточна распространена точка зрения на то, что культурология изучает не саму культуру в ее наблюдаемых формах, а ее типы и модели ее процессов).
Собственно вся теория культуры (в отличие от ее философии) – это и есть аналитическая реконструкция технологий порождения, функционирования, трансляции  и изменчивости культуры. Зачем? Да с целью использования этих знаний в актуальной культурной деятельности. В отличие от культуроведения, занимающегося описанием и атрибуцией культурных объектов с целью использования этого знания в интересах социализации людей (выстраивания иерархий их ценностных ориентаций и обоснования параметров их идентичности), культурология – это наука, накапливающая знания в целях использования их в процессах социального контроля и социального управления (того, что принято называть социально-регулятивными функциями культуры). Разве это не прикладные задачи?
Таким образом, как представляется, можно говорить о непосредственно прикладной культурологии и опосредованно прикладной (но, безусловно, прикладной по своим конечным целеустановкам). Теория культуры является второй из них. Но, так или иначе, она моделирует те или иные культурные процессы не ради академического знания, а ради вполне прагматических целей – социального контроля и социального управления (другое дело, как эффективно используются эти знания текущей культурной политикой? Но это уже отдельный вопрос). И если философия культуры и культуроведение являются академическими отраслями знания, то культурология, с моей точки зрения, – по определению прикладная отрасль. Культурология порождает то знание, которое может быть использовано в актуальной практике культурной работы.
Прошу прощения за столь длинную лекцию (устно я так много не говорю), но очень хотелось бы поделиться с коллегами своими соображениями и, может быть, выслушать их конструктивную критику.
Ларисе Викторовне мой отдельный поклон.
А.Флиер

Неактивен

 

#27 1-July-09 16:35:41

A.E.Kotelvas
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Добрый день, Андрей Яковлевич!
Спасибо, что присоединились к нашему обсуждению.
Мне кажется, что описательность - это скорее признак внеакадемических дискурсов. Поэтому, инкриминируя какой-либо науке описательный характер, мы утверждаем ненаучность этого знания. Безусловно, этнология, искусствоведение и другие названные научные дисциплны имеют в своей основе теоретические модели и исследовательские методики, что не позволяет сводить их задачи к простому описанию объектов исследования.
Мне кажется важным поставить во главу угла человека - реального исследователя, который ездит на конференции, общается с коллегами, набирает в поисковиках интересующие его ключевые слова. Зачем этому исследователю нужен термин "прикладная культурология"? Опираясь на эту реальность, можно с успехом институционализировать прикладное знание о культуре и быть уверенным, что опыт систематизации окажется востребованным.
Я именно такой "реальный прикладной культуролог" и попытаюсь высказаться относительно поставленной Вами проблемы. Не уверен, что прикладная культурология - это какая-то особая область знания, отличная от всей остальной науки о культуре. Для меня как для исследователя термин "прикладная культурология" важен как способ выделения работ определённой тематики, исследователей с определёнными интересами. То есть это термин, существующий для удобства коммуникации, а не для маркирования сущностных различий. Важно то, что прикладная культурология ориентирована на исследование актуальных социокультурных практик и в качестве перспективы применения полученных результатов видит  коррекцию этих практик, увеличение их эффективности и т. д. То есть прикладной культуролог, занимаясь вполне фундаментальными исследованиями, всегда помнит о цели исследования за рамками академического мира, предполагает наличие не только академической аудитории, но и аудитории практиков. Эти позиции, а вовсе не особый метод, сближают исследователей в предметной области "прикладная культурология", делают их коммуникацию возможной и актуальной.
Сказанное, на мой взгляд, вполне согласуется с теми позициями, которые Вы заявляли ранее (например, в статье "Культурология как гуманитарная наука", которую я для себя считаю хрестоматийной). Вы удачно продемонстрировали условность предметных границ, их конвенциональный характер. Откуда берётся российская культурология? Там откусили, здесь позаимствовали, вот тут договорились о ненападении и разделе территории. Такое же созерцаельное наблюдение за естественным ходом развития прикладной культурологии, которое Вы осуществили ранее в отношение фундаментального знания, может приблизить теоретическую модель к исследовательской практике. Как говорится, "во внешней политике я реалист".
Вслед за Вами приношу извинения потенциальным собеседникам за развёрнутость высказывания. Это отражает лишь заинтересованность в теме и желание донести свою мысль.

Неактивен

 

#28 1-July-09 17:23:07

A.Flier
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Добрый день, Алексей Евгеньевич!
Разумеется, Вы правы. Мы сами себя одеваем в слова, которые нам греют душу, не очень беспокоясь о том, а правильно ли их понимают окружающие. Казалось бы это мелочь. Но она становится очень существенной, скажем, при защите диссертации. На основании каких критериев рассматриваемую диссертацию можно отнести (или не отнести) к специальности "теаория и история культуры"? Пока что каждый член диссертационного совета определяет эти критерии для себя сам. Но, может быть, пора договориться? Попыткой договориться о том, что такое культурология (пока начальники нам этого не рассказали) служит мой проект Культурологическая хартия (опубликован на сайте НОКО в разделе Научная коллегия). Барон, присоединяйтесь.

Неактивен

 

#29 1-July-09 20:53:38

A.E.Kotelvas
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Спасибо за информацию. Зашёл на сайт и уже с интересом читаю.
К слову сказать, мне кажется важным договориться так, чтобы в предметное пространство культурологии попадали западные культурные исследования. Это стратегическая позиция, повышающая интернециональную видимость наших учёных, наукометрические оценки которой пока что дают неутешительные результаты. Тем более, что в стране полным ходом идёт Болонский процесс, и от нашего умения реагировать на эту тенденцию зависит будущее российской культурологии.

Неактивен

 

#30 2-July-09 20:39:25

L.Nikiforova
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Уважаемые коллеги!
Особенно хочу поприветствовать Андрея Яковлевича!  Очень рада, что Вы присоединились к нашему обсуждению!
Не могу не согласиться с тем, что культурология обладает прикладным потенциалом и имеет практические задачи «по определению».  Но позвольте выдвинуть несколько тезисов вдогонку.
1.Необходимость прикладной культурологии диктуется современным состоянием культуры, которое декларировано как переход к постиндустриальному типу общества. Несмотря на диагносцируемую нестабильность, стремительный характер перемен, постиндустриальная культура связана с высокой степенью управляемости социальными процессами посредством интеллектуальных технологий, а сами управленческие стратегии связаны с пониманием сложности культурной реальности, нелинейности процессов коммуникации, с относительным характером целеполагания.
2. Прикладная культурология уже существует в институциализированном виде. В этом смысле в нее пока принято включать все то, что прежде называлось культурно-массовой работой, охраной и использованием наследия.  Представляется, что здесь результаты культурологических исследований используются минимально. Достаточно напомнить, что категориальный и концептуальный аппарат охраны культурного наследия слабо соотносится с современным понятием культуры. Если же опереть на него эту деятельность – она рухнет, поскольку тогда придется охранять все или ничего. Сама же институциализированная прикладная культурология стремительно превращается из миссии элиты в сферу услуг, пользование которой не обязательно. Это не беда науки, но ее судьба в контексте системных изменений процесса постиндустриализации.
3. Гораздо более успешно прикладная культурология существует в неинституциализированном и часто неузнанном виде: знание об исторических типах культуры, о переходных процессах, о культурных стереотипах, о жанровых моделях и о многом другом используется «без сносок» политтехнологами, PR-службами, менеджментом и маркетингом. На гуманитарном знании, которое противится проведению четких демаркаций, базируются все крупнейшие политические события последних десятилетий – от «оранжевых революций»  до этнических конфликтов и террористических актов. Представляется, что где-то здесь лежит сфера постиндустриальной экономики услуг и создается «суперсимволический капитал».
Приведу выразительный пример. Один представитель "реальной прикладной культурологии", человек, завершающий работу над докторской диссертацией, высказывался в научном сообществе примерно так. В стратегиях корпоративного управления необходимо учитывать особенности русской культуры. Особенностью ценностно-нормативного ядра русской культуры, продолжал он, является ожидание внешних сложностей для проявления личной экспрессии. Периодические регулируемые страдания и даже принудительные лишения (общее в ущерб личному) персонала способствуют парадоксальному увеличению лояльности и творческой продуктивности (Не с этим ли связаны акты «оптимизации» штатного расписания в наших вузах? – Л.Н.). Владельцам и топ менеджерам корпораций он советовал демонстрировать дозированные страдания. Экспертно выявленное соотношение — одно страдание на три успеха.
Вот она - практическая культурология!

Отредактированно L.Nikiforova (3-July-09 09:47:36)

Неактивен

 

#31 2-July-09 21:34:01

A.Flier
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Уважаемая Лариса Викторовна!
Полностью с Вами согласен. Прежде всего, хотел бы отреагировать на тезис о том, что в условиях постиндустриального общества радикально возрастает значимость социального контроля и социального управления средствами культуры. Фактически культура становится не менее значимым инструментом социального управления, чем политика (вспомните книгу С.Бернхабиб). Конечно, не очень красиво цитировать самого себя, но поскольку я сейчас непосредственно занимаюсь этой темой, позволю себе привести выдержку из статьи, которую я сейчас готовлю (извините за то, что большая):
«Культура индустриального общества в своих особенностях была обусловлена в существенной мере ограниченной эффективностью применяемых технологий материального и со циального производства, что требовало вовлечения во все виды производственной деятельности максимального числа людей и соответствующей их социализации (М.Де ля гин). Это эпоха многотысячных трудовых коллективов, миллионных армий, политических партий в десятки миллионов членов и т.п. Эпоха «восстания масс», требующих социального равноправия (Х.Ортега-и-Гассет). Индустриальная эпоха стремилась к максимальной социализации всех – всеобщей грамотности, всеобщей профессиональной подготовленности, всеобщей вовлеченности в политическое участие, всеобщей службы в армии и т.п. Массовое общество породило и исключительную модель политического уст роения – социализм, красная и коричневая формы которого до рого обошлись человечеству (Х.Арендт).
Соответственно и наиболее специфичная культурная новация, порожденная индустриальной эпохой, – это массовая культура. Появление массовой культуры в существенной мере стало следствием процессов ускоренной урбанизации, начавшихся в XIX в. и приведших к миграции в города миллионов людей. Но платой за переселение стал их отрыв от традиционных культур, господствующих в местах их прежнего проживания, и утрата такого важного инструмента социальной регуляции, как обычай. Массовая культура, не рождающаяся стихийно в среде своих потребителей, а привносимая в их среду извне, стала социальным регулятором, рассчитанным в первую очередь на культурных маргиналов. Если обычай (традиционная культура) – это инструмент стихийного самоуправления общества, то массовая культура – инст ру мент внешнего управ ления толпой, лишенной культурных механизмов самоуправления (С.Мос ко ви чи). Тотальная социализация обернулась и всеобщей культурной маргинализацией.
С наступлением постиндустриальной эпохи ситуация стала меняться. Экономическое и социальное производство во все большей мере стало обеспечиваться информационными технологиями, производительность которых во много раз выше, чем у предшествовавших механических. А это ведет к резкому сокращению числа людей, задействованных в актуальном производстве и управлении. В этой связи отпадает необходимость и в принудительной социализации всего населения – его тотальной образованности, профессиональной обученности, военной подготовленности и т.п. Задействованной в актуальной и социально престижной деятельности становится все меньшая часть населения (интеллектуальная, управленческая и производственная элита, «золотой миллиард» – по У.Хиллу). Вопрос о механическом социаль ном равноправии, постулируемым классической теорией демократии, ста новится все более проблематичным. Напротив, современную эпоху можно оп ределить как эпоху «восстания элит» (М.Делягин), превращающую социально зна чи мую деятельность в сферу самореализации и саморепрезентации сравнительно небольшой и профессионально хорошо подготовленной части населения.
А что делать остальным? В каких формах и на каких экзистенциальных площадках они смогут проявить себя достойными членами сообщества?
Судя по всему, в культуре. Это не означает, что миллионы людей займутся профессиональной культурной деятельностью. Но культурные саморепрезентации станут для них социально и психологически неизмеримо более значимыми, чем прежде. А из этого следует, что проблема равноправия разных культурных идентичностей и свободы их манифестаций постепенно выходит на первый план в перечне технологий социального регулирования общественной жизни, что собственно уже наблюдается в практике наиболее развитых обществ последних десятилетий. Начавшийся в наше время бум вокруг культур ного равноправия различных меньшинств является наглядным подтверждением этого процесса (С.Бенхабиб)...».
Простите, что так длинно, но, надеюсь, что понятно. Если мои предположения верны, то культурология обречена на то, чтобы стать «другой политологией», разрабатывающей методы социального управления не посредством насилия (или угрозы такового), а путем стимуляции добровольного социально адекватного и ответственного поведения. Я понимаю, что то, о чем я говорю, вызывает ассоциации с советской практикой использования культуры как одного из инструментов принуждения (и интеллектуального и непосредственно социального), но, я надеюсь (и об этом говорит Лариса Викторовна), что все это может и будет иметь не примитивные формы прямого идеологического диктата, а формы достаточно мягкого манипулирования сознанием (что делается и сейчас, только с очень низким КПД). В такой ситуации культурология не может не быть не прикладной, стойко пережив все ассоциации с Идеологическим отделом ЦК.  Во всяком случае мне так кажется.

Неактивен

 

#32 2-July-09 23:05:08

A.E.Kotelvas
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Очень интересная параллель с политологией. Мысль по теме: политология и прикладная культурология соотносятся как парадигма власти и парадигма влияния.

Неактивен

 

#33 2-July-09 23:16:11

A.E.Kotelvas
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Полностью согласен с мыслью г-жи Никифоровой. Расширение институциональных границ прикладной культурологии до культурологического маркетинга (cultural marketing, термин функционирует на Западе) и кросс-культурного менеджмента - предмет моих постоянных усилий.
Хотя иллюстрацию из стратегических соображений выбрал бы более позитивную. Просто ради имиджа этой новой области. Впрочем, парадокс гуманизма удался на славу: нужно во всём отталкиваться от реальных потребностей человека, а русский человек, дескать, мазохист, так что не обессудьте :). С логической точки зрения безукоризненно.

Неактивен

 

#34 2-July-09 23:46:45

L.Nikiforova
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Хотя иллюстрацию из стратегических соображений выбрал бы более позитивную.

Алексей Евгеньевич!
Преложите нам, пожалуйста, позитивную иллюстрацию. Я могу умножить количество сомнительных  примеров, а с вдохновляющими, увы, все иначе.

Неактивен

 

#35 3-July-09 08:21:12

A.Flier
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Дорогая Лариса Викторовна!
Я думаю, что подбор позитивной иллюстрации зависит от ракурса рассмотрения проблемы. Мы привыкли рассматривать подобные вещи в ракурсе идеальной нравственной альтернативы свобода/несвобода. Но, постольку культура – это одна из форм социальной несвободы, то с этих позиций подобрать позитивный пример будет трудно. Если же исходить из того, что социальное существование людей неизбежно связано с какими-то ограничениями свободы для каждого, то можно обратить внимание на то, что добровольная (культурная) несвобода предпочтительнее насильственной (политической) несвободе. Назовем это иначе. Культура – это наиболее общая стратегия адаптации к внешним условиям существования (т.е. смирения с ними, но оставим это уточнение между нами). Поэтому рациональней быть несвободным и получать за это пряник (делая вид, что не замечаешь факта своей несвободы), чем быть таким же несвободным, да еще драным кнутом (потому, как не делаешь такого вида). Вот Вам и положительный пример. Конечно, безнравственный. Но все рациональное в большей или меньшей степени безнравственно. Рожденный закусывать, напиться не может.

Неактивен

 

#36 3-July-09 10:04:20

L.Nikiforova
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Коллеги!
Когда мы выдвигали тему практической культурологии, менее всего стояла задача размежевания с другими областями культурологического знания. Мы не собирались  открывать новое научное направление. Нет-нет! Но действительно хотелось акцентировать (пусть на уровне слов) некоторую неудовлетворенность от того,  что я назвала институциализированной прикладной культурологией, т.е. признанной в качестве таковой и обладающей необходимыми  атрибутами (учебниками, университетскими кафедрами и даже недавно особой строкой в номенклатуре научных специальностей). Я согласна с тем, что прикладная культурология это не особая наука или деятельность, а особый взгляд на вещи, сфера интересов. Возможно, он требует особой  методологии, поскольку важным звеном культурологического влияния является операционализация теоретических моделей, как это проделал господин из  приведенного мною примера.

А.Я. Флиер пишет: «Теория культуры … моделирует те или иные культурные процессы не ради академического знания, а ради вполне прагматических целей – социального контроля и социального управления (другое дело, как эффективно используются эти знания текущей культурной политикой? Но это уже отдельный вопрос)».
Мне кажется, здесь, место практической культурологии - в скобках. Как эффективно использовать эти знания, кто их умеет использовать, и что такое эффективность в этой сфере.

Неактивен

 

#37 3-July-09 13:03:33

A.Flier
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Уважаемые коллеги!
Я прошу прощения за то, что своим дилетантским вмешательством нарушил запланированный ракурс дискуссии. Я стремился к размежеванию не с другими областями культурологии, а другими стратегиями социального управления - политической, экономической и пр.  Помимо того я полагал, что прежде, чем искать ответ на вопрос "как", стоит найти ответ на вопрос "зачем". Чтобы все стали хорошими, или, оставаясь плохими, стали послушными? Ведь ответ на этот вопрос радикально сужает зону поисков ответа на вопрос "как". Но может быть, ответ на сакраментальное "зачем" уже найден прикладной культурологией и только я не знаю? Тогда поделитесь, честное слово, я никому не расскажу.

Неактивен

 

#38 3-July-09 19:13:14

L.Nikiforova
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Дорогой Андрей Яковлевич!
С Вашим появлением на форуме дискуссия приобрела новый поворот и очень конструктивный, экскурс в область структуры культурологического знания весьма полезен для нашего обсуждения.
Действительно, прикладная культурология имеет преимущественно управленческий и адаптивный характер. Управление же предполагает целеполагание, и вопрос «зачем» имеет здесь принципиальный характер. Его уже поднимал Н.В. Серов на первой странице обсуждения. Но эта тема как-то не нашла продолжения.
Я высказывалась в одной из статей по поводу теории постиндустриального общества, которая является сегодня практически безальтернативным образом будущего (опубликована в первом томе материалов первого культурологического конгресса). Мне представляется, что это не столько научная теория, сколько еще одна идеология, основанная на догматизированных тезисах, воплощающая стратегии мягкой власти, от которой трудно уклониться. И предлагала либо принять ее - всю целиком, вместе  с теми неприятными моментами, которые она содержит. Типа непреодолимой пропасти между бедностью и богатством, элитой и массой, новым аристократизмом, к которому принадлежат лишь те, кто обладает «новой темпоральностью» (Э. Тоффлер); вместе с тотальностью рынка, который, как известно, «есть мир победителей и побежденных, … мир тех, кто имеет, и тех, кто не имеет, тех, кто достиг успеха, и тех, кто взирает со стороны»  (Д. Бэлл). Либо работать над альтернативой.
Сегодня цели не принято обсуждать, вместо них выдвигаются интересы различных сообществ или корпораций (в широком смысле – государство ведь тоже теперь рассматривается как корпорация), в  лучшем случае говорят о выживании в условиях разного рода кризисов и трансформаций.
Боюсь, что на вопрос «зачем» у нашей науки нет внятного ответа, и я с удовольствием бы удостоверилась в обратном.
Однако думаю, что подобный вопрос рано или поздно встает перед каждым культурологом.

Неактивен

 

#39 3-July-09 20:38:49

A.Flier
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Дорогая Лариса Викторовна!
Я перечитал Вашу публикацию в материалах конгресса и должен сказать, что готов подписаться по каждым сказанным Вами словом. Постиндустриальная модель действительно не имеет альтернативы, потому что это не философские мечтания о приятном будущем, а реальность, наблюдаемая эмпирически, порожденная объективными причинами, и это остановить уже нельзя (не ликвидировав человечество как факт). И социальные последствия этого поворота уже начинают проявляться.
А это значит, что идея прикладной культурологии родилась как нельзя вовремя. Социальная ситуация складывается такая, что культура начинает возвращаться в число социальных регулятивов первостепенной важности и мотиваций деятельности первостепенной важности (как это было в аграрном обществе, а в индустриальном культуру немножко потеснили). 1 мировая война, как известно, имела преимущественно экономические причины, а 11 сентября? Акция чисто культурного противостояния традиционного мира наступающему постиндустриальному.
И я полагаю, что думать о прикладной культурологии нужно не «с краюшку» (ах, как бы придуманное ранее теперь применить на практике), а создавать именно новое направление культурологии, одним из базовых условий которого нужно поставить цель: придумывать что-либо с учетом технологического аспекта практического применения этого в режимах социального контроля, формирования систем ценностных ориентаций, культурной идентичности и т.п. Наверное, мы найдем какие-то способы практического применения и чего-то из того, что было придумано раньше. Но это не даст прорыва. Прорыв даст только новый алгоритм в построении культурных теорий. И именно отсутствие его порождает наши сегодняшние трудности и топтания «с краюшку».
Давайте думать, подбирать людей, искать этот алгоритм. Может быть, и не найдем. Точнее, он найдется, но не обязательно нами. Но пытаться нужно. Очень низкая социальная эффективность нашей сегодняшней культурной политики ведь тоже проистекает от этого. Мы все еще живем в фурцевской парадигме культуры как средства организации досуга. В этой парадигме прикладная культурология не нужна по определению, поскольку начальство и без всякой науки лучше знает, что нужно. Так давайте покажем ему то, чего оно не знает, но знаем мы. А мы знаем, что завтра будет не совсем то, что сегодня и даже можем предположить что. Вот он наш козырь в рукаве. Поиграем?

Неактивен

 

#40 3-July-09 21:44:16

A.E.Kotelvas
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

"Алексей Евгеньевич!
Преложите нам, пожалуйста, позитивную иллюстрацию. Я могу умножить количество сомнительных  примеров, а с вдохновляющими, увы, все иначе".

К сожалению, у меня нет возможности уходить в эпос (мы и так уж грешим многословием)). Но в отсылочном варианте с удовольствием приведу примеры. Тем более, что это может быть интересно и другим нашим коллегам.

* Любой кейс из книги Клотера Рапая "Культурный код: как мы живём, что покупаем и почему".
http://www.alpina.ru/book/697/list/#list
* Примеры из книги Андрея Ульяновского "Мифодизайн: коммен=рческие и социальные мифы". Это Ваш петербургский коллега, защищавшийся по прикладной культурологии и долгое время трудившийся в РГПУ им. Герцена.
* Масса примеров из книги Д. Хиза и Э. Поттера "Бунт на продажу".
http://culturmarket.livejournal.com/9128.html
* Интересные примеры из области развлекательной индустрии в книге Джона Сибрука "Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры".
http://www.strana-oz.ru/?numid=25&article=1109

C удовольствием порадую Вас более подробным рассказом на следующей школе по практической культурологии.

Искренне Ваш,
Алексей

Неактивен

 

#41 4-July-09 13:52:55

A.Flier
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Дорогая Лариса Викторовна!
В продолжение моего вчерашнего послания хочу обратиться к Вам с совершенно деловым предложением. Давайте попробуем заняться прикладной культурологией с другого конца. До сих пор мы отталкивались от имеющегося багажа накопленных знаний и думали, как его применить практически (обидно же, когда такие хорошие знания на полке пылятся). Давайте пойдем другим путем. Начнем разрабатывать идеальную структуру того, какие вопросы должна решать прикладная культурология, начиная  с самых больших общих социальных задач, а затем, разветвляя это дерево все больше и больше и все больше и больше сближаясь с тем багажом знаний, который у нас уже накоплен. Главное в этом алгоритме видится в том, чтобы, описывая ту или иную задачу, обязательно определять посредством чего она решается. Т.е. сразу закладывать технологический аспект понимания проблемы. Мне представляется, что такой путь дает нам шанс преодолеть тот тупик, в котором мы себя ощущаем (мы ведь не новички ходить другим путем?).
Для затравки хочу предложить такую схему наиболее общих социальных задач, к решению которых привязана прикладная культурология (как мне кажется):

1.    Социальный контроль, осуществляемый посредством вовлечения людей в символически значимую для данной культуры деятельность;
2.    Социальное управление, осуществляемое посредством стимуляции добровольного социально адекватного и ответственного поведения;
3.    Социализация (в сегменте инкультурации), осуществляемая посредством направленного воспитания, общего образования, просвещения, а также общей и специально ориентированной социальной коммуникации с целью:
           а) формирования иерархии ценностных ориентаций;
           б) формирования системы признаков идентичности;
           в) формирования компетентности по отношению к институциональным и конвенциональным нормам социальной организации и системе образов социальной престижности;
           г) введения в языки социальной коммуникации и коды господствующей культуры.

Разумеется, эта терцина – только выстрел навскидку (я же этим никогда специально не занимался). Может быть, нижних ветвей дерева будет не три, а десять, и предложенные мной в их число вообще не войдут. Но хотя бы убедимся, что ошиблись. Тоже результат.
Наверное, предложение решать проблемы прикладной (практико ориентированной) культурологии посредством выстраивания ее идеальной теории выглядит парадоксальным? А может быть, и нет. Ведь для того, чтобы установить, что дважды два равняется четырем, нужно было теоретически догадаться, что эти два можно потрогать два раза. Давайте теоретически догадаемся, что может сделать прикладная культурология.

Неактивен

 

#42 5-July-09 17:22:16

L.Nikiforova
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Андрей Яковлевич!
Вы, как всегда, мыслите конструктивно и очень точно определили мою стратегию – «прибраться на полках». Давайте, не упуская из виду увлекательность «чистой» культурологии, попробуем наметить возможные прикладные задачи. Принимаю Вашу триаду как общую схему, сеть. Одновременно, мне кажется, что можно было бы наметить «болевые» точки современной социокультурной реальности, в которых могло бы быть полезно участие культурологии.
Такими, например, являются проблемы освоения собственной истории. В ситуации, когда с одной стороны происходит активный процесс реутилизации истории (или, как писал П. Нора, различные социальные группы легитимируют свое настоящее путем приватизации исторической памяти), с другой – в науке (исторической культурологии, современной интеллектуальной истории) идеи процесс переосмысления исторического опыта.


Алексей Евгеньевич!
Мир тесен. Автор моего примера есть в Ваших ссылках.
А Вам придется сдержать данное в полемическом задоре обещание – следующая школа состоится в апреле 2010 года. Мы дали ей предварительное название «Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт».

Неактивен

 

#43 5-July-09 17:35:33

A.E.Kotelvas
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Чудесно, ставлю галочку на апрель.
И, кстати, мой задор далёк от полемики ;).

Неактивен

 

#44 5-July-09 19:10:38

A.Flier
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Дорогая Лариса Викторовна!
С готовностью подключаюсь к "прикладыванию истории". С моей "вульгарно социологической" точки зрения, социальная значимость исторического знания в том, что оно является фактологическим обоснованием нашей национальной и иной культурной идентичности. Я понимаю, что уподобляюсь персонажу одного из сюжетов в исплнении А.Райкина, который мечтал приспособить к балерине динамо-машину, чтобы та, крутясь на сцене, еще и электричество вырабатывала. Но ведь и вся прикладная культурология нацелена на то, чтобы привязать динамо-машину к академическому занию о культуре. Так вот единственно социально значимое электричество (и очень важное электричество), которое можно выработать с помощью исторического зания, это идентичность, осмысление того социального опыта, который делает нас именно такими, а не какими-либо еще. Этми вопросами больше всего занимается И.Кондаков. Но и мне о том подумать стоит.

Неактивен

 

#45 30-July-09 15:01:55

V.Strogetskiy
Участник
Зарегистрирован: 30-April-09
Профиль

Re: Практическая культурология

Хочу включиться в дискуссию о проблеме «Практическая культура». Глубокоуважаемые коллеги! Мне кажется, в Ваших рассуждениях есть два фактора, которые побуждают к дискуссии. Во-первых, говоря о практической культуре, Вы много теоретизируете; во-вторых, само понятие «практическая культурология» не совсем точное. Культурология — междисциплинарная наука, которая включает такие составляющие её части: филисофия культуры, история мировой культуры, история культурологической мысли и межкультурная коммуникация, то есть межэтнические, межнациональные, межрелигиозные и межязыковые отношения. Поэтому межкультурная коммуникация и есть, как мне кажется, практическая культурология. Именно эта составная часть культурологии нуждается в специальной государственной программе и серьёзной разработке на региональных уровнях. Этим, я думаю, и должны сегодня заниматься культурологи. Объектом их деятельности сегодня являются полиэтнические поликонфессиональные коллективы. В условиях глобализма и высокого уровня интернационализации и иртеграции людей усиливается процесс перемещения людских масс. Чтобы не допустить дальнейшего возрастания конфликтов на межэтнической, межнациональной и межрелигиозной почвах и нужно сегодня прежде всего изучать конкретные факты межкультурной коммуникации, то есть заниматься просвещением в упомянутых выше коллективах. Для этого необходимо разрабатывать соответствующие методики, рекомендации, добиваться, чтобы государство активно оказывало помощь культурологам в этой деятельности и прислушивалось к ним. Но при этом следует помнить,что сначала нужно постигать культуру (обычаи, язык,поведение) других, а затем ненавязчиво помочь им понять и интегрироваться в нашу культуру.

Неактивен

 

#46 3-August-09 07:57:45

L.Nikiforova
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Уважаемый Владимир Михайлович!
Спасибо за Ваше участие в обсуждении темы «Практическая культурология»!


V.Strogetskiy пишет:

само понятие «практическая культурология» не совсем точное.

Это пока не понятие, а игра словами. Задача этой (интеллектуальной) игры – совместно поразмышлять о практических возможностях культурологии и культурологов, собрать, если угодно, «базу данных» практического применения культурологических теорий. Нам кажется, пришло время дать себе отчет в том, что же делает культуролог. Изучает и пишет тексты, предоставляя им стать (или не стать) интеллектульной силой, обогатить или направить чью-то деятельность? Или сам непосредственно (текстами, советами, сценариями) влияет на события, процессы современной жизни, моделирует их, организует.  Словом, проблема стоит так – каков практический смысл культурологии? Решать эту проблему  в рамках Школы практической культурологии мы собрались маленькими шагами – путем обмена конкретным опытом. Ведь ничто так не провоцирует интеллектуальную активность как чужой опыт (удачный или, напротив, неудачный). 

V.Strogetskiy пишет:

Поэтому межкультурная коммуникация и есть, как мне кажется, практическая культурология. Именно эта составная часть культурологии нуждается в специальной государственной программе и серьёзной разработке на региональных уровнях.

С этим трудно не согласиться.
Насколько я понимаю, проблематика межкультурной коммуникации была поставлена в практической деятельности и была направлена на практику. Однако культурологии тогда еще не было, да и сейчас вопросы межкультурной коммуникации решаются коллегами из смежных областей - социологами, политологами, менеджерами. Что беспокоит культурологов в условиях глобализации – мы претендуем на свой кусочек пирога в распределении средств, выделяемых на решение проблем миграции, адаптации, эффективного управления? Или культурологи могут предложить какие-то принципиально важные способы гармонизации межкультурных отношений в современных условиях? Какие культурологические теории, идеи "работают" в этой сфере?

V.Strogetskiy пишет:

В условиях глобализма и высокого уровня интернационализации и интеграции людей усиливается процесс перемещения людских масс. Чтобы не допустить дальнейшего возрастания конфликтов на межэтнической, межнациональной и межрелигиозной почвах и нужно сегодня прежде всего изучать конкретные факты межкультурной коммуникации, то есть заниматься просвещением в упомянутых выше коллективах. Для этого необходимо разрабатывать соответствующие методики, рекомендации, добиваться, чтобы государство активно оказывало помощь культурологам в этой деятельности и прислушивалось к ним. Но при этом следует помнить,что сначала нужно постигать культуру (обычаи, язык,поведение) других, а затем ненавязчиво помочь им понять и интегрироваться в нашу культуру.

Позвольте задать вопрос дилетанта. Эта проблема стоит, когда мы говорим о миграции и о мигрантах, и она требует специальных усилий, структур, институтов и т.д. Но совершенно не является проблемой, когда речь идет о мобильности. Успешному художнику, политику, ученому не надо адаптироваться к чужой культуре, его «миграция» или «мобильность» не нуждаются в специальном научно-практическом сопровождении. Как так?

Отредактированно L.Nikiforova (3-August-09 08:06:10)

Неактивен

 

#47 4-August-09 10:22:15

V.Strogetskiy
Участник
Зарегистрирован: 30-April-09
Профиль

Re: Практическая культурология

Уважаемая Л.Никифорова! Я абсолютно с Вами согласен,когда Вы говорите об успешных художниках, политиках,учёных. Однако успех — понятие психологическое и относительное.  В век массовой культуры, массового образования и пренебрежительного отнгошения к духовным ценностям таких успешных людей, о которых Вы говорите, очень мало. Поэтому в повседневной жизни риходится иметь дело не с индивидуальностями, а с "массовым человеком" часто другой культуры,национальности, языка и религии. Этим дюдям часто крайне трудно адаптироваться в чужую для них культуру. Результатом этого порой и возникают серьёзные конфликты. Задачу помочь этим людям и должна решать практическая культурология. Но поскольку государство серьёзно не занимается этим, то задача практических культурологов заключается в том, чтобы подвигнуть власти к этому и с нашей помощью решать проблему адаптации массового человека другой культуры  к нашей. Таков мой ответ  на Ваш вопрос, если я его правильно понял.      Суважением В. Строгецкий.

Неактивен

 

#48 4-August-09 14:08:27

L.Nikiforova
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Владимир Михайлович!
Есть ли у Вас и Ваших коллег опыт взаимодействия в с органами власти в этом вопросе? Как Вам удается быть услышанными? Думаю, это было многим интересно.
Мы (в РГПУ им. А.И. Герцена) разрабатывали целый ряд учебных программ по сопровождению адаптации, по социальным и гуманитарным технологиям адаптации. Но ведь они смогут "заработать" только в том случае, если к нам придут ищущие знаний. А вот инициативным продвижением мы не занимались. Да здесь и не учебные программы нужны, а социокультурные проекты.

Лариса Викторовна Никифорова

Неактивен

 

#49 5-August-09 13:14:20

V.Strogetskiy
Участник
Зарегистрирован: 30-April-09
Профиль

Re: Практическая культурология

Глубокоуважаемая Лариса Викторовна!Мы с Вами начали переводить разговор на сугубо практическую почву. Однако проблемы, которые возникают перед практической культурологией и том понимании, как я её описываю, гораздо сложнее с т.з. их решения чем вопросы теории. Прежде всего одной кафедре с несколькими сотрудниками решать такие проьлемы не под силу. Для этого необходимо объединять усилия ряда кафедр. Однако большиство кафедр культурологии, по крайней мере в нашем городе, возникли,трансформируясь из кафедр научного коммунизма или истмата. Сотрудники этих кафедр привыкли к абстрактным теориям и заниматься сугубо практической рутинной деятельностью не очень хотят. Этому способствует и массовое количество литературы, заполнившей  полки книжных магазинов по теории культурологии. Книг по практике межкультурных коммуникаций как переводных,так и отечественных крайне мало. Могу посоветовать  три работы, которые могут служить основой для соответствующей практической деятельности: Эд Холл Как понять иностранца без слов.М.,1995; А.П.Садохин. Межкультурная коммуникация. Учебное пособие. М.,2004: Б.В.Григорьев,В.И.Чумакова. Теория и практика межкультурных коммуникаций.Владивосток 2006. Для того стобы объединить усилия кафедр в этом направлении, необходимо не толдько осознание определённщй частью культурологов важности этой работы. но и самое необходимое - финансовые средства. На региональном уровне  это сделать весьма сложно. Власти считают, что эта работа ведётся на уровне ФСБ. Но мы - то знаем как ведётся эта работа. Решение проблем межкультурной коммуникации - это проблем не региональная, а федеральная. Поэтому я полагаю, что нужно, чтобы отдельныё кафедры или объединения их  особенно в теъх регионах, где межкультурные отношения наиболее острые и конфликтные подготовили меморандумы в адрес президента или правительства с целью разработать госзаказ по этому направлению и создать финансовый фонд с тем, чтобы региональные кафедры или их объединения могли участвовать в конкурсе на получение грантов.Эти меморандумы можно было бы обсудить на нашем форуме и выработать наи более оптимальный текст или тексты  и послать может быть даже от имени нашего форума властям. Жду Вашего мнения. С уважением В.С.трогецкий.

Неактивен

 

#50 6-August-09 12:37:02

L.Nikiforova
Участник
Зарегистрирован: 28-November-08
Профиль

Re: Практическая культурология

Уважаемый Владимир Михайлович!
Для объединения усилий культурологов у нас теперь есть Российское культурологическое общество, которое вполне может стать плацдармом продвижения масштабных программ м проектов. http://rko-info.ru. Существует и региональное Поволжское культурологическое общество с центром в Нижнем Новогороде. Так что культурологи могут выступать не от себя лично,  а от имени авторитетных объединений.
Здесь же мы действительно можем вести подготовительную работу, вырабатывать теоретические модели, согласовывать позиции.
Как я понимаю, речь идет об участии культурологов в гармонизации конфликтов, возникающих на этнической, конфессиональной почве. Однако, как мне кажется, суть этих конфликтов – не культурная, а экономическая, социальная, политическая. Дело не в различии культур и в «конфликте цивилизаций», а в перераспределении социальных и экономических ресурсов, в решении проблем социального признания, экономического успеха или просто выживания в глобализирующемся мире. Перевод проблемы в плоскость культуры (представление о том, что предельной причиной событий в Кондопоге, например, является конфликт культур) означает отказ от анализа социальной реальности современного мира. Сошлюсь на работы В. Малахова «Понаехали тут… очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме» М., 2007. При этом культуролог обладает (должен обладать), способностью широко видеть проблему, ставить вопросы кардинально, а значит видеть кардинальные стратегии.
Владимир Михайлович! Предложите хотя бы в виде наброска, эскиза программу меморандума и, главное, козыри культурологии.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.018 seconds, 13 queries executed ]